{<1>}
Если первые две режиссерские работы Анджелины Джоли («Место во времени», «В краю крови и меда») прошли незаметно для рядового зрителя, то тут на ее долю словно выпал золотой билет – бестселлер Лоры Хиллебранд, основанный на реальной жизни итало-американца Луи Замперини, а адаптируют материал сразу четыре именитых сценариста: Итан и Джоэл Коэны («Фарго», «Старикам тут не место»), Ричард ЛаГравенес («За канделябрами», «Мосты округа Мэдисон») и Уильям Николсон («Гладиатор», «Золотой век»). Казалось бы, что вот он, универсальный путь к сердцам зрителей и критиков, бокс-офису и наградам, – история про выживание человека вопреки всему, про триумф воли и духа. Но на данный момент покорить удалось лишь рождественскую кассу в США (что, в принципе, не составляет особого труда, когда твои конкуренты – продолжения продолжений и затопленные разочарованными отзывами «Исход» и «Энни»), а вот критики остались равнодушны, в унисон оценив фильм на тройку. Несмотря на наличие всех составляющих, получился всего лишь не самый удачный Oscar bait.
{<2>}
Луи Замперини – атлет, поразивший всех на Олимпиаде 36 года в Берлине, бомбардир ВВС США, который пережил 47 дней, проведенных в открытом море, и два года во вражеском плену. Эта история словно сама напрашивается на экранизацию. Но наличие хорошего материала – это не гарант такого же фильма. Дело даже не в аутентичности (с реальностью расхождение было разве что в мелочах, да и не это главное для кино), а в умении расставлять акценты и выстраивать темп повествования. Затянутые хроники пыток следовало бы и урезать, а вот от отсутствия моментов, которые бы показали, что Луи Замперини – личность, а не просто этакий Беар Гриллс поневоле, действительно не хватает. Они, конечно есть, и даже удачные, но почти все сцены, связанные с семьей, выглят искусственным и форсированным, а диалоги – корявыми. Словно делается по какой-то методичке, в которой написано, что слова брата должны направлять моральный вектор главного героя, но как и куда это все поместить не понятно ни автобусу сценаристов, ни Джоли-режиссеру. Возможно, поэтому первая половина пестрит визуальным цитированием от «Фореста Гампа» до «Жизни Пи» (привет, CGI-акулы).
Главным несомненным плюсом фильма является актерский состав, особенно стоит выделить два имени: исполнитель главной роли – Джек О’Коннелл, который смог избавится от клейма актера из «Молокососов» (ранее в этом году он удивил выдающимся перформансом в тюремной драме «От звонка до звонка»), и одно из открытий года – Финн Уиттрок (его «в действии» можно увидеть в четвертом сезоне «Американской истории ужасов»).
!Mild spoilers! Пожалуй, не будет особым откровением тот факт (если бы создатели хотели сохранить интригу и саспенс, то вряд ли бы назвали фильм «Несломленный»), что все закончится хорошо, и в финальной сцене произойдет счастливое воссоединение семейства Замперини. Но после радостных объятий происходит то, что уже становится своего рода моветоном: интертитром нам рассказывают все, что произойдет в дальнейшием с Луи вплоть до самой смерти, а заставить работать слезные железы должно видео с пожилым Заперини, которому спустя декады удалось исполнить мечту и пробежать на Олимпиаде в Токио. Еще намекнут на то, что фильм был, оказывается, про всепрощение. Непонятно только то, что помешало показать это в самом «Несломленном». Чтобы уж было совсем невыносимо, все это под песню Coldplay, которая диссонирует с саундтреком Александра Деспла и с самой лентой в целом.
«Несломленный» - фильм, поход на который не вызовет желание плюнуть в плакат, висящий в фойе кинотеатра, но и желание пересмотреть тоже не возникнет.
Рита Синютина