Непокой / Unrest
Режиссер: Дженнифер Бреа
В главных ролях: Дженнифер Бреа, Омар Васоу, Джессика Ай И Тейлор, Сэмюэл Бирмен
Дата премьеры в РФ: 13 декабря
Автобиографичная лента «Непокой», взявшая приз за лучший монтаж документального фильма на фестивале «Сандэнс» в этом году, знакомит нас с таким заболеванием, как синдром хронической усталости (СХУ или ME), который вторгся в жизнь Дженнифер Бреи незадолго до ее свадьбы. В какой-то момент девушке даже пришлось полностью перейти на постельный режим. Заручившись поддержкой мужа, консультанта Опры Уинфри и создателя соцсети Blackplanet, Дженнифер решила поделиться своей историей с общественностью.
Синдром хронической усталости (МЕ), известный также как миалгический энцефаломиелит, довольно редко освещается в средствах массовой информации и до сих пор не имеет никакого адекватного медицинского объяснения. Несмотря на то, что людей с таким диагнозом уже около 17 миллионов по всему миру (это в два раза больше, чем больных рассеянным склерозом, например), СХУ был признан болезнью совсем недавно. Большинство врачей до сих пор придерживаются версии о психосоматической природе его возникновения.
Довольно тревожное начало фильма, в котором практически обездвиженная молодая женщина лежит на полу и держит в руках камеру, сразу готовит зрителя к максимальной откровенности. Дженнифер Бреа путешествовала по миру, училась в Гарварде и мечтала о детях, пока странный недуг не заставил ее погрузиться в мрачные поиски смысла жизни. Такой резкий скачок поначалу заставляет фильм (пусть и очень интимный) звучать довольно неправдоподобно, но по ходу развития картины к истории Дженнифер прибавляются десятки «исповедей» от других заболевших, которые органично складываются в некий коллаж, живой и убедительный. Бреа говорит от лица сотни людей в мире, которые до этого были лишены голоса.
Дженнифер прямо из постели руководит съемочными группами, беседует с врачами, исследователями, знакомит нас с людьми, которые не нашли в себе силы бороться дальше. Она прослеживает историю аутоиммунного заболевания, которое практически не финансируется, потому что до сих пор воспринимается несерьезно. Сегодняшнее отношение к этой проблеме хорошо иллюстрирует вставленный в фильм фрагмент из стендапа Рики Джервейса, который говорит, что СХУ также можно назвать как синдром «я не хочу идти на работу». Так что внимание к деталям и некоторая дотошность Дженнифер — не просто претензия на «новую искренность». Бреа так неустанно документирует каждый свой симптом, чтобы показать всю невыносимость заболевания, доказать, что все это — не пустые отговорки.
«Непокой» вряд ли можно посоветовать как легкое кино на вечер — его задача вытащить зрителя из зоны комфорта и протащить по темным коридорам человеческого сознания. Несовершенство формы компенсируется потрясающим содержанием, волнующим, задевающим, не оставляющим в покое еще долгое время после просмотра. Этот фильм — своего рода акт несогласия с костной системой, попытка поменять правила игры и доказать, что жизнь не останавливается, даже если из нее тебе остается только вид из окна.