Хеллоуин — праздник для всех: неважно, сколько вам лет, какого вы социального статуса или темперамента, никто не отнимет у вас право нарядиться как Джокер/Монашка/Существо в корзине и пойти клянчить конфеты. Или сидеть дома и до посинения смотреть самые страшные и невообразимые фильмы, где разлетаются по дивным лугам оторванные конечности, а зомби и монстры — часть серых будней.
Составили для вас топ разнообразных фильмов для просмотра в День всех святых: для меланхолии, угара или уютного вечера с родителями.
Для семейного просмотра:
«Ведьмы», реж. Роберт Земекис
Новую экранизацию одноименного произведения Роальда Даля раскритиковали в пух и прах, но для умеренного Хеллоуина с родственниками, которые не считают этот праздник бесовским днем и готовы немного повеселиться, — это идеальный вариант.
«Ведьмы» красочно рисуют мир, где волшебство сосуществует с миром скучных людишек. Однажды храбрый семилетний мальчик злит самую могущественную колдунью и закономерно преврщается в аккуратненькую такую крысу. Вместе со своей прошаренной по части темных сил бабушкой и компанией таких же мальчишек-бедолаг он готовится нанести ведьме и ее подружкам ответный удар.
С одной стороны, «Ведьмы» Земекиса — это классическая сказка про победу добра над злом, богато декорированная, сделанная на высоком эмоциональном градусе (то есть все многовато кривляются). Этот фильм вряд ли способен кого-то поразить и уж тем более напугать. С другой — в нем есть какой-то небольшой и странный сдвиг по фазе, какая-то приятная безуминка, которая нешуточно картину оживляет. И, конечно, это бенефис замечательной Энн Хэтэуэй, которая здесь изображает Величайшую Ведьму Всех Времен, разговаривает с акцентом а-ля Вернер Херцог и делает из детей хлопушки.
Другой вариант: «Ведьмы» Николаса Роуга — классическая, заслуженная и всеми любимая версия истории Даля с величественной Анжеликой Хьюстон.
Повеселиться:
«Девочка-пулемет», реж. Набору Игути
Ами была обычной школьницей, пока не узнала, что ее брат, постоянно конфликтующий с местными задирами, погиб при таинственных обстоятельствах. Выяснив, кто ответственен за смерть родственника, она выходит на тропу войны. А еще теряет руку и обзаводится стильным пулеметом, который позволяет уничтожать врагов самыми изощренными способами.
Японский эксплотейшен за авторством Набору Игути — пример идеальной стилизации под фильмы эпохи VHS, кишащей отбитыми сплэттерами с дешевым, но дерзким насилием. «Девочка-пулемет» от объекта подражания не отстает: головы здесь разлетаются, как хэллоуиновские тыквы, сброшенные с десятого этажа, из оторванных конечностей кровь хлещет ручьем, а пули в магазине Ами, кажется, бесконечны. Хотя когда вокруг полно бытовых предметов вроде вилок и кастрюль с кипятком, сетовать на недостаток средств убийств не приходится.
Другой вариант: «Нямка» Ларса Дамуасо — пошлая трэшовая комедия о центре пластической хирургии, в который затесались голодные зомби; оторванные члены и импланты груди идут в комплекте.
Погрустить:
«Морская звезда», реж. Эл Уайт
Обри приезжает на похороны лучшей подруги. Решив эффектно попрощаться, она вламывается к ней в квартиру и рассматривает вещи покойницы: кассеты с ее голосом, блокноты и прочие безделушки. Наутро, впрочем, выбраться из дома не получается: почти все люди в округе исчезли, а по улицам бродят жуткие монстры, нападающие на каждого выжившего. Как выяснит Обри, ключ к решению этой проблемы может крыться в микстейпе погибшей Грейс.
Будучи автором подкаста об искусстве, режиссер собирает свое кино из, казалось бы, бессвязных жанровых кусков, которые по итогу превращаются в единую меланхоличную эпитафию любви. Пространство апокалипсиса в «Морской звезде», равно как и монстры, — величины переменные. Уайту куда важнее изолировать героиню, заставить ее рыться в посмертных шифрах, которые помогут разобраться не только в мире вокруг, но и в своих чувствах. Принять утрату, наконец.
Другой вариант: «Развращенный» Ларри Фессендена — история о родительстве и преодолении травмы, грустная вариация на тему монстра Франкенштейна.
Пощекотать нервы:
«Mortal Remains», реж. Марк Ричче, Кристиан Ставракис
Два друга и фаната хорроров Марк и Крис всю жизнь мечтали снять фильм. Однажды им выпадает шанс сделать документалку о «Ведьме из Блэр» и ее режиссере Эдуардо Санчесе. Во время долгожданного интервью о создании ленты тот невзначай вспоминает имя Карла Аттикуса — таинственного постановщика ужастиков 70-х, который состоял в секте. После выпуска своего скандального magnum opus «Mortal Remains» он погиб при загадочных обстоятельствах, а все его работы бесследно пропали. Так друзья резко меняют курс проекта: они решают узнать историю исчезнувших лент и понять, кем именно был Карл Аттикус.
В потоке беспрерывной информации принято все чаще и чаще говорить о настоящих шедеврах, несправедливо обделенных вниманием публики. «Mortal Remains» («Бренные останки») — без преувеличения один из главных хорроров 10-х, ловко конструирующий жуткий мокьюментари-миф. Создатели не просто придумали легенду жизни Аттикуса со всеми вытекающими (свидетельствами экспертов, постерами, отрывками фильмов), но и добавили страницы выдуманного автора на разных киноагрегаторах и сайтах о персоналиях.
Когда их история становится настолько детально проработанной, что грань между вымыслом и реальностью теряется, кино начинает походить на крипипасту из темных уголков интернета — вещь, очевидно, выдуманную, но парадоксальным образом вызывающую ужас и отвращение. Ставракис и Ричче не только мастерски выстраивают миф, но еще и умудряются сделать формат мокьюментари в кои-то веки жутким, не держащим дистанцию со зрителем, а, напротив, погружающим его в череду опасного расследования двух героев-энтузиастов так, слово он выступает сторонним наблюдателем, тоже подверженным опасности.
Другой вариант: «Зверское» Фернандо Барреды Луны — безумное мокьюментари о детях, снимающих старое поместье и разгадывающих его тайны.
Для любителей хардкора:
«Пляжный домик», реж. Джеффри А. Браун
Рэндалл и Эмили едут за город, чтобы провести выходные в пляжном домике родителей. Романтический отдых, впрочем, портит старая семейная парочка, которая хорошо общается с хозяевами и живет здесь уже какое-то время. К вечеру конфликт иссякает, а чтобы закрепить дружбу, новые знакомые решают покурить (нет, не трубку мира). Вскоре на всю территорию возле дома опустится таинственный туман, а утром один из компании превращается в обезображенного монстра.
«Пляжный домик» совмещает в себе традиции Лавкрафта и Кроненберга, рассказывая об изменении конфигурации человеческого тела через призму иррационального ужаса. Боди-хоррор Джеффри А. Брауна иногда не поспевает за своей безумной концепцией, распыляясь на драму тяжелых отношений Рэндалла и Эмили, но даже в самые утомительные мелодраматические моменты умудряется вовремя выкинуть какую-нибудь отвратную сцену с разлагающимися человеческими телами. Если используете Хэллоуин как предлог для поиска выдающихся андеграундных хорроров, «Пляжный домик» может стать гвоздем вашей праздничной программы.
Другой вариант: «Кусо» музыканта Flying Lotus — один из самых отвратительных фильмов на свете, мультижанровое произведении о трансформации тела и души.
Для настоящих эстетов:
«Странный цвет слез твоего тела», реж. Элен Катте, Бруно Форцани
Дуэт французских режиссеров построил все свое творчество на подражании джалло, однако цитированием классики дело не ограничивается. Более того — они черно-красные приемы гипертрофируют, превращая весь фильм в психоделический кислотный трип по человеческому подсознанию.
В подобных условиях сюжет, скажем прямо, не очень-то и важен, но расскажем: «Цвет слез» повествует о мужчине, который ищет свою пропавшую жену, однако никакого развития история не получает. Зритель, как и герой, попадет в череду кошмаров, понять которые нестрашно — страшнее их осознать и перенести на себя.
Другой вариант: «Зависимость» Абеля Феррары — черно-белое вдумчивое кино о вампиризме как грехе и темной стороне человека.
Для романтического вечера:
«После полуночи», реж. Джереми Гарднер, Кристиан Стелла
Девушка бросает Хэнка после десяти лет отношений. Он остается один в своем загородном домике и пытается пережить разрыв, но как назло в округе заводится кровожадный монстр, который каждый вечер пытается вломиться к Хэнку.
Инди-режиссер Джереми Гарднер (автор независимого зомби-хоррора «Батарейка») совместно с Кристианом Стеллой вновь пытается рассказать личную историю с помощью шаблонов жанрового кино. Несовпадение амбиций двух героев (девушка Хэнка далека от эстетики томной субурбии и рвется в город) для авторов становится ключевым мотивом, а назойливое чудовище превращается в красивую метафору посттравматического помешательства.
Другой вариант: «От этого песок становится красным» Колина Минихана —придурковатая хоррор-мелодрама о девушке, которая влюбляется в зомби.
Для патриотов:
«Псы», реж. Дмитрий Светозаров
Несколько человек отправляется в заброшенный город, чтобы истребить разбушевавшихся псов-людоедов. Когда-то на этой пустынной территории было море, но сейчас кругом одни руины, песок и голодные звери.
Метафора позднего СССР, притча о животном в человеке, наконец, просто глупый b-movie в лучших традициях кинематографа конца 80-х/начала 90-х — «Псов» Светозарова можно воспринимать по-разному, но именно связь между пошлым и возвышенным позволяет назвать этот фильм одним из основополагающих отечественных хорроров. Испугаться едва ли выйдет, а вот насладиться этой эстетикой а-ля канал НТВ точно нужно.
Другой вариант: «Тварь» Ольги Городецкой — семейный хоррор в стилистике западного инди, повествующий о нелюбви и страхе родительства в современной России.