10 заметных фильмов, снятых актрисами и актерами

Кира Голубева,

В российский прокат выходит второй (технически третий) фильм Греты Гервиг — «Маленькие женщины» по одноименному роману Луизы Мэй Олкотт. Количество экранных воплощений этой книги перевалило за десятку (если считать тв-фильмы и сериалы), а Луиза Мэй, вдохновленная в свое время успехом произведения, написала продолжение («Хорошие жены») и несколько романов о жизни героев («Маленькие мужчины» и «Ребята Джо»), которые тоже попадали в поле зрения кинематографистов.

«Маленькие женщины» Гервиг получили шесть номинаций на «Оскар», что, видимо, окончательно закрепляет ее трансфер из актерской профессии в режиссуру. По такому случаю вспоминаем еще девять любопытных фильмов прошлого года, снятых актрисами и актерами.


Маленькие женщины / Little Women
dir. Greta Gerwig

src_1zpn2npqmalenkie-jensxin
Variety

«Маленькие женщины» показали, что Грета Гервиг-режиссер чувствует себя ровно так же уверено в антураже линкольновской Америки конца XIX века, как и в родном ледибердовском Сакраменто — скорее всего оттого, что она и историю выбрала очень похожую на свой режиссерский дебют.

Роман Луизы Мэй Олкотт в интерпретации Гервиг становится, по сути, той же «Леди Берд», элегией по уходящему детству с Сиршой Ронан в роли девушки-бунтарки — он даже внешне будто мечется от стилистики типичной костюмированной драмы к «сандэновскому» инди и обратно. К тому же, Гервиг опять превосходно работает со своим звездным кастом — странным, разве что, видится решение одних и тех же актрис выдавать за героинь, которые прошли путь в семь лет (из-за этого, например, Флоренс Пью в сценах условного «прошлого» играет тринадцатилетнюю).

Но вот с Гретой Гервиг-сценаристкой все не так очевидно. Решение утромбовать большой поколенческий роман, почти что «Унесенных ветром» для янки, в компактный нелинейный пересказ, иногда рождает интересные временные рифмы, но чаще просто-напросто сбивает с толку. Расскажи она историю последовательно — быть может, и рифмы были бы сильнее, и гораздо лучше чувствовался бы смысловой и временной масштаб истории.


Сиротский Бруклин / Motherless Brooklyn
dir. Edward Norton

--
THR

Дебют Нортона — скромная мелодрама «Сохраняя веру» о странном любовном треугольнике — состоялся еще в 2000 году. Хотя не этот фильм актер планировал снять всю жизнь. В конце 90-х он прочитал роман Джонатана Летема «Сиротский Бруклин» и задумал его экранизировать, но так и не нашел финансирования. Впрочем, через 20 лет его мечта осуществилась. И завывающий Том Йорк в заглавной песне, и мощный каст с Болдуином, Уиллисом и Дефо, и даже старомодный сеттинг нуарного Нью-Йорка — все сложилось максимально удачно и позволило Нортону закончит свой magnum opus.

Амбиции режиссера тут грандиозные. Вместо понурого детектива — странноватый мужичок с синдромом Туретта, то и дело матерящий прохожих, шаблонные ситуации жанра пропитаны иронией, а замахивается Нортон чуть ли не на проблемы урбанизации и двуличности городских властей (да и как в Болдуине, вещающего с трибуны про великую Америку, не увидеть Трампа). Первый час — это очень увлекательная смесь старых нуарных и неонуарных сеттингов с актуальным взглядом на новую Америку, но затем режиссер становится слишком обходительным с жанром. Тогда очаровательные безумцы, как лошади из «Золушки», превращаются в серых мышей, бродящих по бедным районам с унылыми физиономиями, а конфликт сводится к противоборству хороших и плохих.


Образование / Booksmart
dir. Olivia Wilde

booksmart-gigi-billie-lourd-amy-kaitlyn-dever
IndieWire

Расхваленный западной прессой дебютный фильм Оливии Уайлд «Образование» гордо носил звание «Леди Берд» прошлого года (хотя и не собрал сооразмерный урожай номинаций и наград). Оливия не принимала участие в написании сценария, поэтому все автобиографичные мотивы можно смело отсечь — здесь Уайлд лишь режиссер по найму.

Ее дебютная картина — это история двух школьниц, которые последние четыре года буквально спали с книгами и улучшали свои оценки. На выпускной они решают наверстать все пропущенное из-за целибата веселье за одну ночь. Какой-то нонконформист, смотревший не только «Леди Берд», назвал фильм долгожданными «Superперцами» 2010-х — при всем желании вряд ли получится подобрать лучшее сравнении для этой трогательной истории взросления за одну ночь.


Свет моей жизни / Light of my life
dir. Casey Affleck

maxresdefault-2
THR

Последяя картина Кейси Аффлека, мокьюментари с участием Хоакина Феникса, выходила почти десять лет назад. За это время актер успел получить «Оскар», пережить развод и ввязаться в скандальную историю с харассментом. А еще, он познакомился с режиссером Дэвидом Лоури, который, кажется, привил ему любовь к длинным планам и естественному освещению.

«Свет моей жизни», к счастью или нет, никак не связан с непростым жизненным опытом актера, однако воспринимать фильм вне контекста все равно не получается. Сюжет разворачивается в суровом постапокалиптическом будущем: большая часть женщин умерла по неизвестной причине, мужчины в одиночестве совсем одичали и начали бросаться друг на друга.

Суровый и молчаливый отец с лицом Кейси Аффлека вынужден оберегать свою единственную дочь от покушений местных мародеров. Усилиями Аффлека-актера и Аффлека-режиссера на свет появилась картина о нескончаемой преданности и самоотверженности родительской любви, которая, тем не менее, на дает никаких откровений на уровне истории или киноязыка.


Атлантика / Atlantique
dir. Mati Diop

atlantique_306513
France24

В душном пуританском Сенегале молодым девушкам только и остается, что по ночам через окна бегать на дискотеки и робко переглядываться с возлюбленными на улице. На очередных танцах красавица Ада узнает, что ее парень Сулейман, не сказав ни слова, уплыл с друзьями на заработки в Испанию.

Красиво погрустив под зелеными лазерами, Ада идет домой, надевает вместо яркого топа паранджеобразное худи и ложится на кровать раскисать. Родители, воспользовавшись случаем, выдают девушку замуж за какого-то мажора с козлиной бородкой. Аду не впечатляют ни дорогущий подарок (пятый айфон), ни роскошные хоромы, которые потом еще и сгорят аккурат перед брачной ночью. Приехавший на место поджога задыхающийся коп заподозрит, что это дело рук тайно вернувшегося, по слухам, Сулеймана и его зазнобы.

37-летняя дебютантка Мати Диоп — новая каннская умница, перед первым полным метром наработавшая скромное актерское и солидное короткометражное режиссерское портфолио.
Ее фильм попал в основный конкурс Каннского кинофестиваля, где о ней много говорили как о первой темнокожей женщине-номинантке на «Пальмовую ветвь», а затем вручили второй по важности приз. После этого картина мгновенно ушла к Netflix и позже была выдвинута Сенегалом на «Оскар».

Подробнее читайте в нашей рецензии.


Adopt a Highway / Следи за дорогой
dir. Logan Marshall-Green

adopt-a-highway
Den of Geek

Режиссерский дебют Логана Маршалла-Грина, главной звезды научно-фантастического триллера «Апгрейд» Ли Уоннелла. В центре сюжета — бывший мошенник Рассел Миллингс (Итан Хоук), отсидевший в тюрьме приличный срок за незначительное правонарушение. Оказавшись на свободе, герой пытается примириться с окружающим миром и зажить жизнью обычного законопослушного гражданина. Но все переворачивается с ног на голову, когда Рассел находит в мусорном баке брошенного ребенка.

За режиссерской карьерой (если она продолжится) Грина теперь, кажется, придется следить. Его поэтичный дебют демонстративно расслаблен (несмотря на сюжет) и в этом, собственно, его прелесть. За час времени (час восемнадцать, точнее) Хоук успевает найти ребенка, предпринять попытку воспитать его, провалить попытку, отдать ребенка копам, свалить из города (ибо формально скрывал у себя дитя) и многое, многое другое. Для такой концентрации событий хронометража откровенно не хватает, но, видимо, хорошего понемножку.


Greener Grass / Зеленее травы
dir. Dawn Luebbe, Jocelyn DeBoer

2b99019b67c8bc069d4b31abb650670a0b15ca61
CoolConnections

Полнометражный режиссерский дебют двух инди-актрис Доун Люббе («Кайф с доставкой») и Жослин ДеБоэр («Адам портит все»), хит «Сандэнса» и, пожалуй, один из самых странных фильмов прошлого года. Сюжет описывать нет особого смысла, поскольку картина больше похожа на набор сюрреалистических зарисовок: магический реализм встречает Дэвида Линча возле дома Брюно Дюмона. Лента вообще содержит массу неявных отсылок ко всему на свете, но итог вполне себе самобытен.


Зеровилль / Zeroville
dir. James Franko

1569002933-stolica-s-su-Zerovil-vv.jpg-2222222
Variety

Мастер жанра «кино для никого» Джеймс Франко изменил вектор своей режиссерской карьеры в 2017 году, подобрав, наконец-то, для себя идеальный материал — историю создания фильма «Комната» Томми Вайсо. Его «Горе-творец» получил теплую прессу и неплохо показывал себя в наградном сезоне (вплоть до номинации на «Оскар»), однако Франко оказался в центре харрасмент-скандала и восхождение фильма на этом закончилось.

С тех пор он по традиции успел снять целую кипу необязательных картин, однако прошлогодний «Зеровилль» стоит особняком — это обаятельно-безобразная сказка про синефила, который в своих мечтах о кино-Рае зашел настолько далеко, насколько это возможно. В программе: тонна аллюзий на золотую классику, Сет Роген, пародирующий Френсиса Копполу, Меган Фокс в эпицентре джалло-драмы и прочие приятные безумства.


Sheena667
реж. Григорий Добрыгин

174682
Кино-Театр.Ру

Григорий Добрыгин снимает кино достаточно давно — в основном это был короткий метр (в одной из таких картин даже засветился Уиллем Дефо). Sheena667 — полнометражная драма о простом парне из Сибири, который спокойно живет со своей любимой женщиной ровно до тех пор, пока случайно не узнает о дивном мире вебкама. Влюбившись в девушку этой интересной профессии, он начинает тратить все деньги и силы на нее, начисто забывая про реальность.

Судя по всему, актерская карьера Добрыгина уже давно не очень-то прельщает, зато как режиссер он растет от проекта к проекту. Sheena667, конечно, не прорыв в стратосферу, но просто хороший фильм, неторопливый, печальный и в чем-то даже мудрый.


The Boy Who Harnessed the Wind / Мальчик, укротивший ветер
dir. Chiwetel Ejiofor

the-boy-who-harnessed-the-wind
Variety

Режиссерский дебют звезды «12 лет рабства» Чиветеля Эджиофора основан на одноименной книге (по реальным событиям) Уильяма Камквамбы и Брайана Милера о малавийском мальчике, осуществившим свою заветную мечту: спасти родную деревню от засухи и голода. Погуляв по свалкам, он нашел материал для ветрогенераторов, которые снабдили все население электричеством.

Духоподъемной истории — соответствующая интонация: Эджиофор работает широкими мазками, делая особый акцент на понятия семьи и человеческого единства. Кто-то посчитал, что режиссеру удалось «не пересластить» и соблюсти эмоциональный баланс, кого-то же фильм при всех его достоинствах не смог зацепить вовсе.


Бонус:

Honey Boy / Лапочка
dir. Alma Har'el

trailer-de-Honey-Boy-Cinegarage
Variety

Лукас Хеджес («Леди Берд») играет Шайю ЛаБафа, а Шайя ЛаБаф играет собственного отца — и нет, это не очередной сценарий Чарли Кауфмана. В драме «Лапочка» (детское прозвище ЛаБафа, кстати) молодой актер Отис Лорт пытается разобраться в непростых отношениях с отцом-клоуном-алкоголиком-наркоманом. Конфликты не угасают, и на поиск хоть какой-то гармонии уходят годы.

Сценарий картины написал сам Шайя на основе раннего периода своей карьеры, когда он получил первую главную роль в диснеевском телефильме «Как остаться в живых». С драфтом ему помогла Альма Харель, которая срежиссировала ленту, а в прошлом работала с ЛаБафом над музыкальным видео для группы Sigur Rós. Откровенность на грани безумия — это вполне в духе Шайи, так что ждать от картины можно чего угодно (картина будет доступна на платформе Amazon с 7 февраля).