The Pig / Свинья
Режиссер: Мани Хагиги
В главных ролях: Хассан Маджуни, Лейла Хатами, Лейли Рашиди, Париназ Изадйар Дата премьеры в РФ: 19 апреля
Хасан — иранский режиссер, внесенный в черный список: уже несколько лет ему не позволено снимать фильмы. Он носит футболки с логотипами рок-групп, иногда играет в теннис с лучшим другом и перебивается производством рекламы отравы для тараканов. С женой они по взаимной договоренности создают видимость счастливого брака, а дочь постепенно отдаляется. Но окончательно его подкашивает предательство актрисы, в которую он влюблен: девушка устает ждать и уходит сниматься к другому режиссеру.
На фоне всего этого неизвестный маньяк убивает одного за другим коллег Хасана по цеху и вырезает на их отрубленных головах слово «Свинья». Сам же режиссер переживает из-за того, что убийца игнорирует его, лучшего фильммейкера в городе. Однако комичным образом Хасан постепенно становится главным подозреваемым в этом деле.
Иранский режиссер Мани Хагиги более-менее прославился два года назад, когда привез на Берлинский кинофестиваль занятное мокьюментари «Приходит дракон». История про
про молодого сотрудника тегеранской тайной полиции Хафизи, копающегося в деле об убийстве премьер-министра, собрала умеренно теплую прессу и каким-то чудом даже вышла в российский прокат. Его новая картина с прекрасным названием «Свинья» также отметилась в программе Берлинале, правда, снова пролетела мимо всех наград. Да и отзывы на этот раз оказались куда более сдержанными.
«Свинья» начинается как задорная черная комедия и формально все вроде бы на месте: фирменный едкий юмор, причудливый нарратив, броские персонажи, будто вышедшие из литературы абсурда. Оскорбительные шутки льются рекой, в кадре мелькает отрубленная голова самого Хагиги (галочка в зачетку за самоиронию), кислотная цветовая палитра выжигает глаза, а главный герой, эгоцентрик и циник, моментально завоевывает внимание. Но после первого часа фильм окончательно и бесповоротно скатывается в галлюциногенный сон — в плохом смысле.
Выкручивание всех ручек вверх — это, конечно, весело, но Хагиги вдруг решает, что ему срочно нужно высказаться на все актуальные темы на свете одним махом. Тут и сталкинг, и осуждение со стороны общественности без суда и доказательств, и мысль о том, что люди готовы сочувствовать только «правильным» жертвам. Создается ощущение, что режиссер просто выставлял галочки в чек-листе. В итоге этот праздник с фейерверками, костюмами тараканов и лодками в виде лебедей превращается в оголтелый сумбур, где вроде бы происходит что-то важное, но разбираться и отделять зерна от плевел уже нет ни желания, ни сил.