Довод / Tenet
Режиссер: Кристофер Нолан
В главных ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон, Элизабет Дебики, Кеннет Брана, Аарон Тейлор-Джонсон, Клеманс Поэзи и др.
Дата премьеры в РФ: 3 сентября 2020 года
«Довод» — один из самых ожидаемых фильмов 2020 года, целиком и полностью снятый на IMAX камеры и на 65-мм пленку. Картина рассказывает историю агента тайной организации, который после теракта в киевской опере объединяется с британской разведкой, чтобы противостоять русскому олигарху и предотвратить конец света (конец времени?).
Признанный режиссер-визионер снова дал пищу для размышленний о смысле времени. Видимо, прошлое так триггерит Нолана, что он неустанно возвращается к этой теме, изобретая все новые и новые способы подачи. На это раз режиссер замахнулся на целый блокбастер с угоном самолета, настоящим полем боя «солдатов времени» и русским акцентом Кеннета Браны.
Мнения в нашей команде, естественно, разделились, поэтому мы с радостью обращаемся к рубрике «За и Против».
За:
Любовь — самая мощная сила во Вселенной, движущаяся сквозь пространство и время? Идея — самый живучий паразит в человеческом мозгу? Прошлое не вернуть? Каждый фильм Нолана — это попытка найти ответы на самые философские вопросы мироздания.
Отвлекая внимание технической виртуозностью, режиссер продолжает исследовать темы, о которых люди спорят миллионы лет. Кто-то скажет, что «Довод» слишком рационален, слишком холоден, однако как раз эмоции и чувства — это именно то, что стоит во главе каждого нолановского детища. Человек и его эмоции, чувства во всех фильмах Нолана побеждали рационализм и практичность.
Путешествие во времени, показанное в инверсии — когда перемещение из одного временного промежутка в другой осуществляется не за мгновение — суть «Довода». Время тягуче, оно постепенно идет назад, но с такой же скоростью, что и обычное, и это вызывает непередаваемый восторг: одна драка в хранилище картин чего стоит! Когда соперник дерется в обратном направлении, а герой Вашингтона в обычном — это сводит с ума.
Warner Bros.
Нолан как всегда очень внимателен к деталям, однако сами персонажи его волнуют мало: мы так и не узнаем, какой тест прошел герой Вашингтона, чтобы получить свою миссию; мы не знаем абсолютно ничего из прошлого Нила, героя Паттинсона. Создается впечатление, что все герои — лишь кусочки пазла, которые постепенно складываются и зацикливаются. Я абсолютно солидарна с Робертом, который признался в одном из интервью, что не понял, о чем фильм. Но, как говорится в одном там видео — «а ничего понимать не надо, ты просто ощущай и все». Да и в самом начале зрителей ждет фраза Don’t try to understand it. Feel it — и, пожалуй, она могла бы стать теглайном всего фильма.
Хочется отдельно упомянуть визуальный и аудиоряд: оператор Хойте Ван Хойтема и композитор Людвиг Йоранссон вместе создали поистине великую картину: каждое движение отточено, каждый выстрел — музыка, сердце бьется в такт с происходящим на экране и находится в напряжении весь фильм. Добавим сюда смелость Нолана: хочет снимать гонки в реальном времени — снимает, хочет взорвать самолет — взрывает. Мы получаем крепко собранный кусочек нолановской Вселенной, которую он любовно создает для всех нас вот уже который год.
Warner Bros.
Да, я прекрасно пойму тех, кому фильм не понравится: одни скажут «пф, типичный Нолан со своей игрой со временем», обвинив режиссера в самоповторе, другие будут плеваться от претенциозности картины, третьи будут говорить о том, что под всей этой «научной мутью» на самом деле ничего нет. Я понимаю вас, правда. Но я из тех самых людей, кто согласен с Ноланом и точно знает ответы: любовь — самая мощная сила во Вселенной, движущаяся сквозь пространство и время? Да. Идея — самый живучий паразит в человеческом мозгу? Да. Прошлое не вернуть? Узнаете на «Доводе», ребят.
Против:
Ругать фильмы Кристофера Нолана в наше время — все равно, что мочиться против ветра, режиссер давно заслужил признание публики, и каждый новый проект зритель ждет с особым трепетом. Поэтому, если у вас уже сложилось четкое мнение о работах Нолана, будет понятно, понравится вам «Довод» или нет (скорее всего, вы для себя это уже сами заранее решили).
Warner Bros.
«Довод» ярко подчеркивает главные достоинства и недостатки режиссера — это умение грандиозно выпендриваться и неумение подольше посидеть над драматургией. Лихо закрученный сюжет с пересекающимеся временными линиями мастерски водит зрителя за нос, но, как это часто бывает у Нолана, все сложное на проверку оказывается простым, низ — верхом, и только Роберт Паттинсон остается Робертом Паттинсоном (единственная стабильность в этом мире). Конечно, еще как минимум год будут выходить разборы сюжета, составленные преданными фанатами, указывающие на все секретные послания, шифры и детали, которые вы могли не заметить. Но, если не потерять бдительность в первом акте, где тебя призывают «не пытаться это понять», то можно легко просчитать ходы главных героев, потому что режиссер сам довольно жирно указывает на временные пересечения. И даже в обратном порядке фильм не придется пересматривать.
Warner Bros.
В IndieWire фильм назвали humorless disappointment, но если быть честными, когда вообще Нолан хоть немного иронизировал в своих фильмах? Если его чрезмерная серьезность пошла на пользу тому же «Темному рыцарю», то дальше только мешала фильмам обрести человеческое лицо. В «Доводе» как раз больше всего смущают персонажи-функции, диалоги, напоминающие по ритму Шекспира, которого пропустили через гугл-переводчик, и мотивация персонажей, такая же искусственная, как интеллект самого режиссера. С одной стороны, было бы здорово, если бы сценарий писал человек, а не алгоритм, с другой, у человека бы не получилось так тонко просчитать все ходы.
Единственный драматический баг в механическом ходе фильма — выдающийся Кеннет Брана, сыгравший поехавшего русского бандюгана, испепеляющего взглядом своих врагов (тут важно отметить, что он не в прямом смысле взглядом уничтожает, а то с фильмами Нолана you never know). Брана просто показал салагам, что такое «Королевская академия драматического искусства», и даже если тебе прописали в сценарии совершенно плоские и стереотипные монологи, из этого все равно можно выжать оскароносный перформанс. Как говорила Тайра Бэнкс — улыбайся уничтожай глазами.
«Довод» — это грандиозный IMAX аттракцион на два с половиной часа, это четко выверенная визуальная поэзия крышесносного экшна, но не более того. Может быть, у Нолана и не было бы хейтеров, если бы режиссер не пытался имитировать философские разглагольствования о высоком. Ведь в его случае любые высокопарные диалоги о любви, жизни и человеческой сущности — это вымученая попытка хоть как-то разбавить свой бубнеж о науке, который ни зритель, ни даже сам Роберт Паттинсон все равно не понимают.