Софичка
Режиссер: Кира Коваленко
В главных ролях: Лана Басария, Циала Инапшба, Сергей Томашевский, Саид Камкия, Рауль Коув
Дата проката в РФ: 23 ноября
Софичка — молодая красивая девушка, живущая в Абхазии. У нее есть дружная семья, любимый человек по имени Роуф и, кажется, что все только начинается. Однако трагическая гибель возлюбленного резко меняет ход событий. Грех на душу взял ее брат, Нури, питавший к девушке не совсем родственные чувства. После смерти мужа Софичка принимает два решения: любой ценой предотвратить кровную месть и никогда не прощать брата. Нури изгоняют из деревни, а затем начинается война, на которую уходит брат Роуфа, Шамиль. В один недобрый час Шамиль постучится в дверь к Софичке и признается в том, что он — дезертир. Девушка ему, конечно же, поможет, а когда его семью сошлют в Сибирь, без раздумий отправится вместе с ними.
«Софичка» выросла из студенческих этюдов в мастерской Александра Сокурова на Кавказе, откуда пришел самый громкий дебютант этого года Кантемир Балагов, в числе прочих помогавший Кире Коваленко адаптировать произведение Фазиля Искандера. Эта деталь кажется важной — строгая красота повести сохранилась, но фильм при этом не превратился в прилежное чтение от корки до корки: в нем есть некий вызов и свобода открытых пространств. Кира во многом пошла на риск — съемки в Абхазии, непрофессиональные актеры, отказ от русского языка, на котором «Софичка» была написана. При таких прогулках по тонкой жердочке легко свалиться в поэтический бубнеж или карикатурную драму на фоне живописных гор, но здесь, кажется, все получилось: это очень печальное кино, тягучее, но от него почему-то дышится легче.
О том, как молодость гибнет под гнетом обстоятельств, в этом году были отличные «Заложники» Гигинеишвили, тема неразрывности кровных уз звучала в «Тесноте» (с которой «Софичку» также роднит регион действия и война как точка невозврата), но у картины Коваленко свой путь и своя интонация. Фильм то и дело сбрасывает с себя все социальные и политические слои, концентрируясь на главной героине, чей внутренний маршрут не менее важен маршрута внешнего. Коваленко во многом пошла наперекор повести: изменились некоторые сюжетные детали, но самое, пожалуй, главное, что с самого начала Софичка не была просто «миловидной, мягкой, услужливой»: за ее видимой покорностью стоит железный характер, готовность идти за своих и свое до конца. У этой твердости есть обратная сторона — в эпизодах, где немолодая уже Софичка пытается сбросить груз прошедших дней, выясняется, что некоторых призраков невыносимо сложно отпустить.
Временные пласты сталкиваются не всегда удачно: в финальных встречах Софички со своим прошлым спустя 20 лет назад все-таки иногда начинает сквозить патетика (да и прием, когда воспоминания подклеиваются к моментам настоящего, трудно назвать свежим), которая слегка надламывает фильм. Впрочем, это не смертельно: такие встречи редко когда бывают легкими, даже несмотря на то, что героиня с мудрой уверенностью прощает всех. «Все заросло» — сетует на лес Нури, пока она идет к могиле любимого и говорит о том, о чем обычно принято молчать. О том, что время размывает боль, но не лечит: невозможно смириться с тем, что близкий тебе человек больше не подаст голос, не возьмет за руку. И от этого устаешь куда больше, чем от бесконечных житейских невзгод.