Rebel in the Rye / За пропастью во ржи
Режиссер: Дэнни Стронг
В главных ролях: Николас Холт, Зои Дойч, Кевин Спейси, Сара Полсон
Дата премьеры в РФ: 7 декабря
В этом году вышло несколько биографических фильмов (например, «Сильнее», «Я, Тоня»), глядя на которые можно было понадеяться, что времена Байопиков Байопиковичей остались далеко позади и Голливуд перестал клепать лощеные киноленты по старым лекалам. Но тут выходит фильм «За пропастью во ржи», и он плевать хотел на эти ваши надежды.
Картина охватывает основные этапы карьеры Джерома Сэлинджера: начиная с поступления в университет и заканчивая его портретом на обложке журнала Time. В картину попали главные события из жизни писателя, повлиявшие на него и, собственно, на развитие персонажа Холдена Колфилда. Все эти эпизоды полтора часа крутятся на экране вычурным хороводом без единого намека на правдоподобность. Это один из тех самых фильмов, где персонаж долго мечется из стороны в сторону, а потом чуть ли не с криком «Эврика!» начинает творить под драматичную музыку. Кажется, режиссер нашел портал в прошлое и откатил индустрию до версии 2003 года, когда снимался этот фильм, других объяснений нет.
Образ Сэлинджера в картине настолько приторный и романтизированный, что создается ощущение, будто персонажа создавали Николас Спаркс и Джоан Роулинг в пьяном угаре. «Ты волшебник, Джерри! А теперь иди и пиши роман». Кошмарности прибавляет Николас Холт в темных линзах. Мало того, что внешность актера совсем не вяжется с тем, как выглядел Сэлинджер; Холт к тому же большую часть времени играет растерянного Николаса Холта. Талантливейшую Сару Полсон, кажется, взяли в фильм только для того, чтобы она время от времени повторяла одну и ту же фразу, постепенно перерастающую в скудный финальный панчлайн. Не разочаровали только Кевин Спейси, которого не успели вырезать из фильма, и Зои Дойч, блистательно воплотившая образ Уны О'Нил. На фоне всего этого пластмассового мракобесия их персонажи получились на удивление живыми.
Джером Сэлинджер, как известно, наложил неоспоримый запрет на экранизацию своего главного произведения «Над пропастью во ржи», и даже самые именитые режиссеры не смогли повлиять на его решение. Писатель в какой-то момент вообще выбрал отшельнический образ жизни, не давал интервью и максимально оградился от внешнего мира. Если сложить 2 и 2, то нетрудно догадаться, что Сэлинджер и биографический фильм о себе вряд ли бы одобрил. «За пропастью во ржи» печальным образом подтверждает эти догадки. У режиссера на руках был материал с огромнейшим потенциалом, но, к сожалению, из всего этого мы получили всего лишь пафосно экранизированную страницу Википедии.