«Большая игра»: Holly Molly

Мария Ремига,

Molly's Game / Большая игра
Режиссер: Аарон Соркин
В главных ролях: Джессика Честейн, Идрис Эльба, Кевин Костнер, Майкл Сера, Джереми Стронг, Крис О’Дауд
Дата премьеры в РФ: 11 января

Потенциальная звезда лыжного фристайла Молли Блум (Джессика Честейн) теряет последнюю надежду на блестящую спортивную карьеру, неудачно падая на крутом спуске. Дабы подлечиться и заработать на образование, девушка едет в Лос-Анджелес, где устраивается работать секретаршей у заносчивого мудака с большой буквы М (Джереми Стронг). Впрочем, у него обнаруживаются обширные связи в Голливуде и любовь к покеру, и вот уже спустя какое-то время Молли помогает ему организовывать подпольный игорный клуб, куда ходят сильные мира сего, включая одного очень популярного актера (мощный выход Майкла Серы, чем образ якобы списан с Тоби Магуайра).

Вскоре заносчивый мудак понимает, что Молли слишком умная, поэтому самое время лишить ее зарплаты и посадить на одни чаевые. Блум такой расклад видала в гробу и летящей походкой она уходит от своего работодателя, забрав с собой клиентскую базу. Девушка открывает свой покерный салон, потом перебирается в Нью-Йорк и добивается успеха. Спустя десять лет, уже давно выйдя из игры, Молли окажется в кабинете адвоката (Идрис Эльба) без денег, зато с перспективой угодить в тюрьму за дела давно минувших дней.

История Молли Блум — из тех, в которые Голливуд вцепляется мертвой хваткой, потому что здесь все для золотого, застревающего в горле попкорна: интрига, надрыв, энергия. Соркин, который, кажется, может обрамить личность любого размаха, вытащив наружу тьму и страсть, буквально влюбился в образ пробивной умницы с вечной фигой в кармане. Пройдя сквозь сито голливудского лоска, Молли превратилась в героиню, насмерть стоящую за свое имя («это все, что у меня есть!»), сферическую стальную леди в вакууме, которой невозможно не сочувствовать, даже если вы мормон и считаете, что за любую причастность к азартным играм человеку светит дорога в Ад. Вместив в себя сразу три рассказа (и три жанра соответственно) — нервное детство, покерная феерия, судебная драма — фильм приобрел необходимый масштаб, но сильно потерял в драйве.

Самое интересное здесь, собственно, — период мрачной, бесконечно проблемной славы Молли: кинозвезды за усыпанным картами столом, навязчивый шелест денег, бессонные кокаиновые ночи. Пулеметный ритм, традиционно остроумные диалоги, лунная магия Честейн, которой роли женщин, прожигающих взглядом насквозь, даются настолько хорошо, что когда-нибудь это может стать для нее проблемой, — если бы фильм состоял только из этого, никто бы, вероятно, сильно не обиделся. Но есть и кое-что совершенно иное.

Линия с детством героини, которая вкалывала как проклятая и предсказуемо не ладила с отцом (слишком требовательным, да еще и выглядящим, как Кевин Костнер), создает типовой контекст, — важный, но периодически скатывающий фильм в какую-то банальность. Чего стоит
запредельная по всем фронтам сцена семейной психотерапии (упоминается Фрейд) на лавке в парке, реализованная с накалом песенки из мультфильма «Мулан» про бойца, чей удар никто не сможет отразить. В судебной части много отличного Идриса Эльбы, что не может не радовать, однако по сути она не очень-то судебная — само дело разбирается минут пятнадцать, зато есть довольно мощный диалог адвоката в переговорке с обвиняющей стороной, по духу напоминающий вежливый вариант письма Мартину Алексеевичу.

Стремление Соркина максимально заземлить траекторию полета мифа, очеловечить образ (это желание торчало и в относительно недавнем «Джобсе», но в кресле режиссера тогда сидел другой человек) не то чтобы все портит, но переводит фильм совсем на другое поле, в область «хороших фильмов, снятых хорошим человеком с хорошим вкусом и заставляющих задуматься». Тоже неплохой вариант, конечно, но от режиссерского дебюта человека, написавшего грандиозную «Социальную сеть», наверное, ждешь чего-то другого.