1 мая 2008 года кинокомпания Marvel Studios выпустила свой первый фильм — «Железный человек». История о парне в крутом костюме (гении, миллиардере, плейбое и филантропе) дала старт огромной мультивселенной, навсегда изменившей понятие о развлекательном кинематографе.
На протяжении одиннадцати лет картины Marvel покоряли кинопрокат и сердца миллионов зрителей от мала до велика. Наша редакция честно голосовала в специально обученной табличке, проставляя оценки каждой ленте франшизы, и по итогам опроса мы составили свой рейтинг фильмов о супергероях — от худшего к лучшему.
18. «Железный человек 3»
В 2013 году Marvel еще не успели понять, что брать креативного автора и затем вставлять ему палки в колеса — не самая удачная идея (позже они еще уволят Эдгара Райта с поста режиссера «Человека-муравья», чего им многие не могут простить по сей день).
Судя по всему, именно из-за активного вмешательства студии триквел «Железного человека» вышел не то чтобы плохим, но абсолютно несконцентрированным и не понимающим, чем он хочет быть. Фильм то ударяется в комедию, то внезапно пытается выдавить натянутую драму — и если с первым тут все в порядке (понятное дело, Шейн Блэк же за рулем), то вот со вторым — огромные проблемы.
17. «Первый мститель»
Душевная, но безумно скучная история становления Капитана Америки, по всей видимости, была рассказана лишь для того, чтобы подготовить массового зрителя к выходу первых «Мстителей». Задача в целом, удалась. И в то же время «Первый мститель» так и не смог занять достойное место в кинематографической вселенной Marvel.
Крис Эванс при каждом удобном случае играет мускулами и гордо носит звездно-полосатый щит. Однако за его напускным героизмом нет ничего, кроме пафосной пустоты и бравых речей о непобедимой Америке. В итоге вышло кино с прицелом на бессмысленный патриотизм, которое может и пришлось по вкусу американскому зрителю, но точно не полюбилось за океаном.
16. «Невероятный Халк»
И все равно этот фильм лучше «Халка» Энга Ли.
15. «Тор: Царство тьмы»
Вслед за Кеннетом Браной историю об инопланетных скандинавах взял на себя сериальный мастодонт Алан Тейлор и, мягко говоря, увел ее куда-то не туда.
«Царство тьмы», полностью отвечая своему названию, представило мрачную историю о противостоянии Тора и злейшего врага Асгарда — Кристофера Экклстона из расы синюшных эльфов. Безуспешно пытаясь сделать уклон в серьезное темное фэнтези, картина по дороге растеряла почти весь запас самоиронии и, вместе с ним, львиную долю обаяния.
Тогда, в 2013, «Царство тьмы» убедило многих, что из всей линейки именно Тору принадлежат самые скучные «сольники». Кто ж знал, что буквально через пять лет во франшизу придет странный парень из Новой Зеландии и наглядно покажет, что:
а) тон фильма необязательно должен соответствовать названию
б) они ж инопланетяне!
14. «Железный человек 2»
Джон Фавро продолжает держать высоко заданную планку первой частью «Железного человека», Тони Старк продолжает втихую умирать от отравления палладием. Но тут Иван (он же Микки Рурк) приезжает из России, в которой круглый год идет снег, чтобы помочь палладию добить Тони. Все из-за старой обиды: отец Тони в прошлом плохо обошелся с отцом Ивана. В общем, кровная месть встречает высокие технологии. Именно в этой части, кстати, появляется Черная Вдова, которая по сей день ждет сольник (доколе, Мarvel!?).
У Фавро получилось создать убедительный портрет современной Америки, показав все ее достоинства и недостаки. Как это у свободной и демократической страны получается одновременно торговать повсюду оружием, и в то же время пытаться добиться мирового порядка? Ну вот как-то так.
13. «Мстители: Эра Альтрона»
«Эра Альтрона» — шумный попкорновый аттракцион с масштабными кровопролитными баталиями. Но все-таки это кинофильм, а не рекламный ролик World of Tanks. К сожалению, когда об этом вспоминают авторы ленты, легче не становится. Все попытки развернуть полноценную драму больше напоминают одноразовые plot devices и не могут вызвать у зрителя эмпатии. Тем не менее, плохим фильмом назвать «Эру Альтрона» довольно сложно. Перед нами продуманный от и до коммерческий продукт, авторы которого определенно знают, на какие рычаги нужно нажимать.
12. «Человек-паук: Возвращение домой»
В этот раз Паркер не только выглядит как подросток, но и ведет себя как полагается юнцу, заполучившему супергеройский костюм: лезет на рожон, любопытничает, набивает шишки и прочее. Да и сам фильм пропитан атмосферой подростковых комедий: фрики, гики, проблемы с противоположным полом — все на месте. Почти «Суперперцы», если облучить их радиоактивной волной.
11. «Тор»
С самого начала «Тор» вызывал сомнения по поводу своей самостоятельности как проекта. Собственно, сам главный герой в пантеоне Marvel наибольшей славы достиг в составе как раз таки «Мстителей». Вот и сюжет фильма с легкой руки «шекспировского» режиссера Кеннета Браны превратился в довольно сумбурную кашу из эпичной истории противостояния двух братьев за сердце отца и корону Асгарда, а также земной части, состоящей из Натали Портман, пары шуток и камео Соколиного Глаза.
10. «Первый мститель: Противостояние»
На этот раз у Marvel вышло серьезное кино, на котором, тем не менее, не придется весь сеанс хмурить брови: конфликт держится на актерах, обстановка временами уместно разряжается юмором, от слоу-мо сцен под эпичную музыку, слава богу, отказались. Чудес техники и невероятного визуала в новом фильме Marvel нет, катарсис после просмотра никого не посетит, но интерес к происходящему и сопереживание героям сохранится. Студия подкупающе медленно и кропотливо знакомит зрителя со своей вселенной, и, кажется, стратегия выбрана правильно.
9. «Первый мститель: Другая война»
Братья Руссо пришли в Marvel, чтобы спасти Капитана Америку от кассовых провалов и череды скучных сольников категории «Б». И, к счастью, им это удалось! Для того, чтобы зрители не заскучали, прекрасному, но слишком правильному Капитану дают в напарники ироничную и кокетливую Черную Вдову, а герой Сокола вносит в картину нужную толику юмора. По традиции, в фильмах о Капитане много внимания уделяется рукопашным боям. И это настоящая отдушина для уставшего от CGI зрителя. Тем более, что поставлены они отлично.
«Черная пантера» — это абсолютно типичный для Marvel фильм, разве что чуть более серьезный, чем обычно. В высокопарном сюжете царствует довольно мощный социально-политический подтекст, который и является по сути главной причиной обостренной реакции: начиная от выпадов в сторону Трампа, заканчивая тягучей дискуссией о расовых проблемах в Америке и оммажем на внутренние конфликты среди афроамериканцев.
«Пантеру» определенно не назовешь худшим в киновселенной, но и до лучшего ему тоже все-таки далеко. Что действительно завораживает в картине – это антураж, ибо сделано все до безумия красиво.
7. «Человек-муравей»
«Человеку-муравью», в отличие от «Эры Альтрона», удается по-настоящему развлечь зрителя, не утомив его излишним драматизмом. Хоть и банальных слезных сцен в фильме все равно достаточно, их наличие скрадывает обильное количество гэгов, по качеству явно обходящих падение Беннера на грудь Черной вдовы и претензии Кэпа к ругательствам.
Кроме того, в «Человеке-муравье» действительно есть на что посмотреть: драки между ворсинками ковра, погони на муравьях или путешествия в наномир — все это, конечно, звучит странно, но выглядит, поверьте, одновременно смешно и красиво.
6. «Железный человек»
10 лет назад мало кто мог подумать, что сольный фильм о не самом известном персонаже комиксов со скандальным Робертом Дауни-младшим в главной роли изменит кинематограф. А он взял и изменил!
Удивительно, конечно, что фильму Фавро и сейчас удается выглядит свежим и актуальным, в отличие от других фильмов студии, которые успели постареть за пару лет. Никаких тебе спасений мира от инопланетян — только терроризм, соперничество с бизнес-партнером и желание одного миллиардера стать лучше. Что еще нужно для счастья?
5. «Мстители»
Именно «Мстители» стали венцом эры супергеройского кино. Первая встреча Тора, Железного человека, Черной вдовы, Халка, Соколиного глаза и Капитана Америки оказалась одним из самых грандиозных событий 2012 года. Оно затмило собой выборы в Финляндии, малый парад планет и первый выход женщины-тайконавта в открытый космос. Джосс Уидон дал зрителям то, в чем они всегда нуждались — хлеба, зрелищ и много Тома Хиддлстона в роли Локи.
4. «Стражи Галактики. Часть 2»
За скромный хронометраж второй части режиссер Джеймс Ганн изловчился выдать нам всю подноготную персонажей и не скатиться при этом в «Защитников» (хотя это вообще сложно сделать, если есть голова на плечах). Каждый герой раскрывается в фильме с новой стороны, и мы узнаем, как же они докатились до такой жизни.
Горький опыт научил нас не расстраиваться, если в масштабном проекте забывают прописать персонажей, но Ганну хватило мастерства усидеть на всех стульях сразу и разбавить экшн-комедию здравой долей драмы. Баланс соблюден, что сделало вторых «Стражей галактики» больше похожими на авторский фильм с баснословным бюджетом, чем на часть огромной супергеройской франшизы.
Тайка Вайтити, новозеландский режиссер, специализирующийся на независимом кино, пришел, чтобы включить вам Led Zeppelin и надрать задницы в лучших традициях 80-х. И, берегитесь, потому что Immigrant Song он уже поставил.
Диалоги в фильме переполнены заразительными шутками, причем, как утверждает сам режиссер, большую часть съемочного времени команда импровизировала. Каждый из героев настолько хорошо проработан и представлен на экране, что свое сердечко хочется разорвать, как корону в «Дрянных девчонках», и каждому отдать по кусочку.
2. «Стражи Галактики»
Тут все-все, чего вы хотите от фильмов Marvel: и фирменный юмор с львиной долей самоиронии, и харизматичные персонажи, и умелые намеки на продолжение, и даже шутки про Кевина Бэйкона.
И, естественно, нельзя не отметить божественный ностальгический саундтрек из 70-х, который могут не узнать только школьники, слушающие One Direction. Ну и глухие.
Если вырезать из фильма все спецэффекты и склеить в один ролик, то можно сэкономить на ЛСД. Люди летают, дома падают, небо взрывается, а за небом взрываются глаза. Но если выкинуть всю эту спроектированную умными людьми красоту, останется ли хоть что-то? Как ни странно, да. Во-первых, обаяние лиц. Мимика Суинтон — отдельный разговор, некоторые гримасы хочется заламинировать и всегда носить с собой. Отличный Миккельсен, жаль, правда, что так мало, зато с незабываемым гримом Билла Каулитца эпохи расцвета.
Язык чешется сказать, что Marvel снова продвинулись на ступень выше, но по правде говоря, это не совсем так. С каждым новым фильмом они хотят поломать свою привычную систему «хороший герой-плохой-герой-все плохо-все хорошо-уходим на титры с шуткой», но пока получаются только интересные шаги в сторону, а не вперед. «Доктор Стрэндж», вероятно, пока что самый близкий к идеалу результат, поскольку Дерриксон, кажется, понимает, что пройти вперед можно и в обход, через другие миры.