«Счастливчик»: When time is running out, you wanna stay alive

Maria Kordyukova,
Тот, кто ищет метафорическую глубину, будет доволен сполна: здесь реализм жизни сплетается с метафизикой диалогов, но не в духе «додумывайте сами», а простыми и понятными сравнениями. Этот фильм — медитация об одиночестве, поиске морали, духовности и человеческой связи.

Счастливчик / Lucky
Режиссер: Джон Кэрролл Линч
В главных ролях: Гарри Дин Стэнтон, Дэвид Линч, Рон Ливингстон, Эд Бегли мл., Том Скеррит, Бет Грант, Джеймс Даррен, Бэрри Шебака Хенли, Ивонн Хафф, Хьюго Армстронг
Дата премьеры в РФ: 16 декабря

90-летний закоренелый атеист по кличке Лаки пережил всех своих сверстников. Каждое день он начинает с йоги, пачки молока и сигареты. В своем неизменном ковбойском костюме Лаки неспешно прогуливается до кафе, где, попивая кофе, разгадывает кроссворд. У него нет семьи, домашних животных, и потому каждый вечер он проводит за просмотром телешоу и походом в бар, где слушает чужие истории и наблюдает за молодежью. Однажды в его привычный распорядок дня добавляется серьезная болезнь, но Лаки продолжает жить в том же ритме.

«Счастливчик» — режиссерский дебют актера Джона Кэролла Линча («Американская история ужасов», «Джеки», «Фарго»). Это одновременно дань уважения актерскому мастерству Гарри Дина Стэнтона и его же лебединая песнь. Сценарист фильма Логан Спаркс называет «Счастливчика» «любовным письмом актеру»: они познакомились на съемках и были дружны более 15 лет, Гарри присутствовал на свадьбе Логана, а тот, в свою очередь, назвал сына в его честь. Собрав всех друзей Стэнтона, режиссер и сценарист наделили главного героя всеми чертами характера Гарри.

Фильм начинается с панорам пустыни Аризона: Линч умело воссоздает тот маленький залитый солнцем городок, частью которого является главный герой. Вместе с Лаки мы наблюдаем забавную (но такую важную для него) ежедневную рутину. Мы понимаем, что он мог бы жить так еще довольно долго, но судьба решает иначе, и выясняется, что к такому резкому повороту Лаки не готов. Болезнь запускает целый цикл раздумий на тему жизни и смерти, заставляя старика начать исследовать пути собственной личности, неизбежно подводя к просветлению.

Тот, кто ищет метафорическую глубину, будет доволен сполна: здесь реализм жизни сплетается с метафизикой диалогов, но не в духе «додумывайте сами», а простыми и понятными сравнениями. Этот фильм — медитация об одиночестве, поиске морали, духовности и человеческой связи. Лаки винит себя за то, что вместо того, чтобы просто поговорить с людьми, он начинает дискутировать на разные скользкие темы. Массу проблем доставляет и то, что главный герой — убежденный атеист, который не верит в жизнь после смерти, а значит, и менять ничего не собирается. Однако вечное недовольство — это всего лишь способ скрыть свою уязвимость.

Неожиданно выясняется, что неловкий в проявлении чувств Лаки все-таки умеет дружить, и это умение связывает его с жителями этого призрачного городка. Его лучшего (если можно так сказать) друга Ховарда играет Дэвид Линч, чье появление в фильме вносит юмор в серьезные обсуждения. После нового «Твин Пикса» особенно приятно смотреть как эти двое, имея за плечами 30 лет дружбы, снова болтают о том о сем.

Нахальный владелец бара Элейн, Фредд, встреча с которым напомнила Лаки о прожитой войне, страховщик Бобби и многие другие персонажи, появляющиеся в фильме, открывают сердце Лаки к самопознанию. Один из ключевых моментов картины —ночь, Лаки курит сигареты и слушает песню «I See a Darkness» Джонни Кэша, в которой певец рассказывает о том, как он научился принимать смерть. Смена теней на лице героя в этой сцене — квинтэссенция жизни и смерти одновременно. Стэнтон не дожил две недели до премьеры фильма (режиссер успел показать ему только трейлер, сцену с Дэвидом и финал), но хочется верить, что философия жизни актера запечатлена здесь максимально достоверно.