Целлулоидный шкаф: 10 заметных ЛГБТК-фильмов последних лет

Мы живем в эпоху, когда понятие «нормы» постоянно расширяется — это касается как и самоопределения, так и отношений между людьми. Хочется верить, что не за горами тот день, когда ЛГБТК-сообществу не нужно будет бороться за свои права, а фильмы квир-тематики перестанут обособляться, потому что это станет обычным абсолютно для всех. Пока же мы вспомним десятку заметных ЛГБТК-картин последних двух лет, которые, кроме прочего, демонстрируют универсальность историй про любовь и поиск себя.


Matthias & Maxime / Маттиас и Максим, 2019
dir. Xavier Dolan

-------6
Фото / IMDB

После англоязычного дебюта «Жизнь и смерть Джона Ф. Донована», который был буквально растоптан западной прессой на кинофестивале в Торонто, жизнь канадского вундеркинда Ксавье Долана тоже разделилась на до и после — и это, как ни странно, очень четко читается в его новом фильме.

Вернувшись на Каннский кинофестиваль, режиссер поставил на паузу свои творческие искания: «Маттиас и Максим» — квинтэссенция его ранних работ («Воображаемая любовь», «Я убил свою маму»), принесших Долану мировое признание и популярность. И все же, воспринимать его новый фильм как очевидный шаг назад после болезненной и тяжелой неудачи, было бы неправильно.

Подробнее читайте в нашей рецензии.


Dolor y gloria / Боль и слава, 2019
dir. Pedro Almodóvar

------3
Фото / THR

Если бы поэт и художник Уильям Блейк в свое время не подсуетился, то название «Песни Невинности и Опыта» нужно было бы отдать этому фильму. Ибо это оно и есть: два временных пласта, в которых существует картина, то и дело распадаются на поэтические зарисовки, где детство — чистое, звонкоголосое — сталкивается с миром взрослых, существующем без намека на сильные эмоции. До поры до времени. Именно обращение к прошлому неожиданно дает толчок настоящему и шанс будущему. Альмодовар собирает камни, чтобы потом, подобно Энди Дюфрейну, полировать их до ослепительного блеска.

Подробнее читайте в нашей рецензии.


Girl / Девочка, 2018
dir. Lukas Dhont

nhr
Фото / THR

15-летняя Лара меняет очередную танцевальную школу: она мечтает стать профессиональной балериной. Отец и младший брат поддерживают ее начинания и быстро организуют переезд. После поступления в одну из лучших академий страны ей дают испытательный срок — 8 недель. Ларе придется трудиться больше остальных учеников, чтобы преуспеть, и на ее желание уверенно стоять на пуантах не повлияет даже предстоящая коррекция пола.

Режиссер Лукас Донт вдохновился реальной историей бельгийской танцовщицы Норы Монсекур, которая дала разрешение на экранизацию после трансгендерного перехода. Она разделяет все чувства героини фильма, за исключением последнего эпизода (хоть и признается, что думала об этом каждый день). Сейчас Нора танцует современный балет в Германии и активно защищает картину от нападок со стороны квир-сообщества.

Подробнее читайте в нашей рецензии.


Portrait de la jeune fille en feu / Портрет девушки в огне, 2019
dir. Céline Sciamma

---
Фото / IMDB

Сюжет фильма разворачивается во Франции XVIII века. Молодая художница Марианна приезжает в загородный дом, чтобы тайно сделать свадебный портрет девушки по имени Элоиза. Во время работы над эскизами Марианна всерьез увлекается своей натурщицей, а Элоиза неожиданно отвечает ей взаимностью.

Скьямма в своем творчестве исследует женский мир, и этот фильм не стал исключением. Главные героини «Портрета девушки в огне» не познают свою сексуальность, как это было, например, в другом фильме Скьяммы — «Сорванце», они учатся любить. В первую очередь самих себя, а потом уже и друг друга. Создав идеальные условия для романтической обстановки, Скьямма изучает любовь, как средство самопознания, поэтапно сближая своих героинь, раздевая их друг перед другом в прямом и переносном смысле.


And Then We Danced / А потом мы танцевали, 2019
dir. Levan Akin

screendaily
Фото / ScreenDaily

Мераб, танцор Национального грузинского ансамбля, пошел по стопам отца, но успеха так и не достиг. На репетициях ему не хватает строгости движений: паренек слишком мягок и неуклюж. Но когда объявляют набор в основную труппу, все свободное время он отдает тренировкам. На них он начинает общаться с новичком ансамбля — харизматичным Ираклием, который тоже мечтает достигнуть высот в танце. Сначала их общение перетекает в дружбу, а потом — в совершенно другое чувство. Чувство, которое жестокий грузинский консерватизм принять не может.

На родине премьера «А потом мы танцевали» оказалась под срывом: активисты окружили кинотеатр и требовали отменить показ фильма, нагло воспевающего мужеложство. Хотя само кино ничуть не провокационное, а абсолютно лиричное и даже умиротворяющее. Режиссер отказывается от эффектных, нарочито жестких сцен, показывая окружающий гомофобный мир через скрытые насмешки и опасливые взгляды. Да и любовь главных героев растворена буквально в нескольких минутах, встречах и фразах. Такая сдержанность идеально контрастирует с выразительным чувственным финалом: грузинским танцем в исполнении главного героя, в котором он совмещает резкие и маскулинные элементы с «женственными» плавными движениями.


Der Boden unter den Füßen / Земля под моими ногами, 2019
dir. Marie Kreutzer

berlinale
Фото / Berlinale

Лола — успешная бизнес-консультантка; она живет в Вене, но работает в Германии (временно), состоит в романе со своей начальницей (постоянно), ходит в спортзал и дорогие рестораны в дорогих вещах (регулярно). А еще скрывает, что ее старшая сестра Конни много лет страдает параноидальной шизофренией, практически не выходит из дома, только что совершила попытку суицида и лежит в психиатрической клинике. Лола начинает получать от Конни пугающие звонки: сестра утверждает, что врачи мучают ее и хотят убить; в больнице же заверяют, что женщина вообще не совершала никаких звонков.

«Земля под моими ногами» работает сразу в нескольких направлениях. Это рассуждение о том, как тонка грань между здравомыслием и безумием, о степени важности или неважности родственных отношений, и — не в последнюю очередь! — напоминание о том, как важно разделять личные и профессиональные отношения (т.е. не спать со своими начальниками). В общем и целом, если выражаться грубо, это фильм о том, как тяжело не сойти с ума и не стать психопатом — и что еще тяжелее приходится тем, кто уже сошел и стал. Это точно выверенная психологическая драма, которая постоянно держит в напряжении — в том числе за счет того, что местами удачно притворяется мистическим триллером. Кроме того, картина мягко напоминает, что иногда паранойя — это всего лишь паранойя (но иногда и нет).


Plaire, aimer et courir vite / Прости, Ангел, 2018
dir. Christophe Honoré

plaire_aimer_et_courir_vite02_0_0
Фото / Telerama

Гей-драма Кристофа Оноре «Прости, ангел» из основного конкурса Каннского кинофестиваля хорошо рифмуется с драмой «120 ударов в минуту» Робена Кампийо. У второго в фильме был Париж 90-х и короткая история влюбленности на фоне работы организации ACT UP. У Оноре то же самое, но практически без упоминания ACT UP.

В центре сюжета — проигрывающий борьбу со СПИДом писатель, который влюбляется в студента вдвое моложе. Казалось бы, душераздирающий финал фильма сразу считывается, но не тут-то было. Оноре (как и Кампийо) без манипуляций и эмоционального шантажа создает трогательную и, самое главное, остроумную историю двух влюбленных мужчин, над союзом которых парит смерть.


Un Couteau dans le Coeur / Нож в сердце, 2018
dir. Yann Gonzalez

imdnb
Фото / IMDB

Пьющая лесбиянка Анна (Ванесса Паради) снимает эротическое гей-муви и страдает по своей бывшей, которая все это дело монтирует. В ненастный час кто-то в кожаной маске начинает планомерно вырезать ее подопечных. Полиция ни черта не делает, поэтому Анна начинает сама копать и докапывается до ключа в виде старой легенды про трагически влюбленных мальчишек.

Как это часто бывает с современными стилизациями под старорежимный бордовый палп, фильм неприлично затянут и неприличен в принципе. Кэмп, трэш, кровища, бесконечно красная помада — так бы мог снимать Ксавье Долан, если бы окончательно поехал крышей и перешел на истории из раздела «Криминальные хроники». При этом фильм местами гомерически смешной, местами раздражающе скучный, опять-таки — нет никакой причины ему идти час сорок. Тем не менее, попытка набиться в друзья Дарио (хотя на самом деле, скорее, к фильмам «Запыхавшись» Тинто Брасса и «Бабе Яге» Коррадо Фарина) нестыдная, если слово «стыд» вообще применимо к этому кино.


Las Herederas / Наследницы, 2018
dir. Marcelo Martinessi

-----3
Фото / IMDB

Пожилая лесбийская пара Чела (Ана Брун) и Чикита (Маргарита Ирун) живет в большом и хорошо обставленном доме. Чикита прагматична и активна, именно она заправляет всеми делами. У ее партнерши-художницы же налицо все признаки депрессии: она отказывается выходить из дома и вообще не хочет ничего решать.

Дела у пары идут не лучшим образом — женщинам приходится распродавать домашний антиквариат, что никак не помогает их отношениям, а тут еще и Чикиту в итоге отправляют в тюрьму за долги. Чела остается одна, но соседки тут же придумывают ей занятие: подрабатывать их личным шофером. Женщина чувствует себя за рулем очень неуверенно, да и вообще у нее нет водительских прав, но вот ее просит об услуге Энджи (Ана Иванова), дочь одной из подруг — и Чела соглашается, с удивлением отмечая перемены, которые начинают происходить с ней после встречи с девушкой.


Rafiki / Подруга, 2018
dir. Wanuri Kahiu

Rafiki
Фото / IMDB

«Подруга» — мелодрама про двух темнокожих девчонок, влюбившихся друг в друга на свою беду. Кругом Кения, традиционные ценности, до кучи — их отцы единовременно избираются в местный муниципалитет. Много солнца, по-хорошему глупой попсы, штампов и слез — казалось бы, просто приятный пустяк на вечер, однако есть пара «но», заставляющих обратить на картину внимание. Во-первых, страна производства (собственно, Кения), где с кино вообще туговато, не говоря уже об участии в крупных фестивалях («Подруге» удалось попасть в Канны). Во-вторых, очень крутые главные актрисы: хочется верить, где-то мы их еще увидим.