Молодой Годар / Le Redoutable
Режиссер: Мишель Хазанавичус
В главных ролях: Луи Гаррель, Стэйси Мартин, Беренис Бежо, Миша Лекот, Грегори Гадебуа
Дата премьеры в РФ: 16 ноября 2017 года
1967-й год. Великий и ужасный Жан-Люк Годар снимает свой пропагандистский фильм «Китаянка» с Анн Вяземски в главной роли. Спустя год «Китаянка» получит неоднозначные отзывы, Анн уже будет женой Годара, а сам режиссер выйдет на демонстрации и будет бороться с кризисом — национальным и личностным.
Если вы не любите Годара, если вы не любите Новую волну, если вы не любите творческие поиски, то катитесь ко всем чертям — хочется перефразировать героя Жан-Поля Бельмондо из «На последнем дыхании», не ударяясь в споры о значимости Жан-Люка. Но, как сказал режиссер этого байопика Мишель Хазанавичус: «Годар не бог», поэтому придется дать какие-то объяснения. Хорошие ли фильмы снимал Жан-Люк? Несомненно (вообще-то, он снимает их до сих пор, но поздние работы слишком сложны для восприятия простым смертным). Однако, не это главное: Годар стал одним из основоположников французской новой волны, которая отвергла безжизненные постулаты коммерческого кино и совершила революцию в кинематографе. Не прошло и десяти лет, как Жан-Люк отрекся и от этого движения, продолжив творческие эксперименты, которые не закончатся, скорее всего, никогда. В общем, Годара можно не любить, но считаться с ним придётся.
Мишель Хазанавичус, который взялся за такой тяжкий труд, как байопик о Годаре, известен как комедиограф и обладатель «Оскара» за стилизованного под немое кино «Артиста». Биографическую картину он также решил снять в комедийном русле, используя эстетику раннего творчества Жан-Люка: яркая палитра красок, слом четвертой стены, интертитры, узнаваемая операторская работа. Поначалу это кажется милой открыткой режиссеру, но чем дальше, тем больше это становится похоже на беззубый пасквиль.
Разбираться в мыслях и мотивах Годара, которые толкали его на противоречивые поступки — задача не из легких, так что Хазанавичус решил просто покопаться в грязном белье режиссера и поставил фокус на его личную жизнь. В основу сценария была положена книга Анн Вяземски — обиженной жены, которая, как говорится в самом фильме, так и не простила своего бывшего мужа. Во многом из-за этого изображение фигуры Годара вышло однобоким: его поступки оцениваются исключительно с позиции мужа и любовника. Семейное счастье — штука важная, и никакую персону не стоит идеализировать, но герой «Молодого Годара» — сущий монстр без намека на добродетель, набор из заголовков желтых газет и постоянно ломающихся очков.
Режиссер сам помещает в свой фильм прототип поклонников этого творения — те самые люди, которые подходят к Годару на улице и спрашивают, когда он продолжит снимать картины как раньше — смешные и лёгкие. Вот и Хазанавичуса не волнует, что из-за его портрета Годар будет представляться не более чем безвольным брюзгой, не сумевшим удержать жену — зато зрителю будет весело.
[Анастасия Муяссарова
](http://cinemaholics.ru/author/anastasiia)