Карантинная афиша 04.06-11.06.

Мир потихоньку просыпается, однако неистово тусить мы вам пока все-таки не рекомендуем. Если есть возможность, то оставайтесь дома и читайте, слушайте, смотрите. Например, что-нибудь из нашей очередной карантинной подборки.


13th / 13-я

Реж. Ава ДюВерней

Если вы следите за ходом протестов в США и не до конца понимаете, что вообще происходит, посмотрите документальный фильм режиссерки Авы ДюВерней о 13-й поправке к Конституции. Узнаете много подробностей о бесчеловечной тюремной системе Америки и о том, как эта система раскрывает историю расового неравенства. Премьера фильма состоялась на Нью-Йоркском кинофестивале, «13-я» даже была номинирована на «Оскар». Если вы долго откладывали просмотр, то сейчас самое время.

Стоит смотреть, если:

  • Не понимаете смысла движения Black Lives Matter
  • Рука каждый раз дергается написать All Lives Matter
  • Не верите в то, что в 2020-м еще существует расовое неравенство

Не стоит смотреть, если:

  • Вы и так все знаете о ситуации в стране из рассылки в WhatsApp

Катя Карслиди


Космический корабль Земля / Spaceship Earth

Реж. Мэтт Вульф

--------------2020-06-06---17.15.29
Peter Menzel Photography

Около тридцати лет назад эти восемь человек с фотографии согласились поучаствовать в масштабном эксперименте, который обернулся одним из самых крупных провалов научного сообщества. Цель проекта «Биосфера-2» состояла в изучении человеческих возможностей в замкнутой экосистеме, эдакой мини-версии Земли с собственными плантациями, насекомыми и океаном в 450 кв.м.

В перспективе результаты исследования могли быть использованы при планировании колонизаций планет Солнечной системы, но не тут-то было. Если в первое время участники могли пожаловаться разве что на случайно отрубленный палец, то к концу двухлетнего пребывания в террариуме у них поднакопилось достаточно историй о физическом истощении и кислородном голодании.

Стоит смотреть, если:

  • Вы наизусть знаете все выпуски «Выжить любой ценой» и хотите чего-то новенького

Не стоит смотреть, если:

  • Изоляция? Не напоминайте

Соня Бессонова


Марафон всех частей «Пятницы 13-е»


Collider

Предложение, честно говоря, немного запоздалое (юбилей у франшизы был 9 мая, в день выхода первого фильма в американский прокат). С другой стороны, пересмотр одной из лучших слэшер-серий в истории кино должен быть выведен отдельным пунктиком у всех фанатов хоррора вне зависимости от того, какой сейчас день. «Пятницу» в широких кругах принято недолюбливать, считать явлением переоцененным и вторичным. Такая точка зрения понятна: здесь нет ни злодея-харизматика в привычном понимании слова, ни жанрового единства, а первая часть и вовсе была осознанным подражанием карпентеровскому «Хэллоуину».

Однако вроде никто, в том числе и создатель франшизы Шон С. Каннингэм, не скрывает ее эксплуатационной подоплеки. Да, это попытка выехать на тренде. Да, оригинальных деталей маловато — вряд ли сейчас кто-то удивится, когда на экране снова увидит кровавую резню в американском лагере. Но можно взглянуть на серию иначе. Например, как на парад бессмысленного зрелищного насилия, которое в каждом продолжении оказывается все изощреннее, а также как на постмодернистский монументальный опус. По своей глубине не Бергман и не Кубрик, конечно, но как будто кто-то смотрит слэшеры ради возвышенного и осмысленного.

«Пятница» — серия, наглядно объясняющая феномен поджанра слэшер. Ведь в какой еще франишзе могли быть части предельно серьезные (оригинал и продолжение), абсолютно ироничные (шестой эпизод), пляшущие на костях канона (девятый эпизод) и пытающиеся поразить зрителя глупыми 3D-эффектами (третий эпизод). Здесь каждое продолжение работает в рамках своего собственного жанра и направления, отказывается принимать правила игры предшественника и меняет их так, как удобно ему самому. Да и можно ли говорить о целостности серии, в которой центральный антагонист появился только в сиквеле, а обрел свой культовый вид еще позже? Эта бесформенность свойственна и слэшеру. Симулякр, осмысляющий и трансформирующий сам себя. Явление, которое отражает реальность в последнюю очередь. И уже поэтому абсолютно пластичный и наиболее открытый для экспериментов.

Владислав Шуравин


Традиционное напоминание о важном: в наши смутные времена полезно не только разобраться в движении Black Lives Matter, но и подумать о вопросах расовой дискриминации в России. Для начала можно прочитать, например, вот этот материал (осторожно, английский) и/или статью BBC о том, как живут мигранты в условиях карантина.

Также призываю всех по мере возможности поддержать фонды и организации, которые работают в том числе и с жертвами дискриминации. Этим структурами в условиях глобальной пандемии приходится особенно непросто.

Комитет «Гражданское содействие»
Международная правозащитная группа Агора
Комитет против пыток

Мария Ремига