Специальное предложение для тех, кому лень выходить из дома: собрали все интересное, что появилось в сети за последнее время. Документалка про Церковь Сатаны, мюзикл от Лава Диаса и новые фильмы компании A24.
Прошлый выпуск рубрики можно почитать здесь.
Майя / Maya
реж. Миа Хансен-Лёв
После четырехмесячного заключения в Сирии двух военных репортеров из Франции отпускают на свободу. Младший из них, тридцатилетний Габриэль, после допросов и медицинской диагностики возвращается домой к отцу и уже бывшей девушке. Несколько недель спустя герой, неспособный оправиться от случившегося и найти новый ориентир в жизни, решает отправиться в Индию, к матери, которая давно бросила семью. Там он встречает молодую индийскую девушку по имени Майя.
Пока французская постановщица Миа Хансен-Лев заканчивает свой амбициозный фильм «Остров Бергмана» о любви к шведскому режиссеру, его наследии и влиянии на молодых режиссеров, крайне незаметно прошла премьера «Майи» — ее последней картины. Стоит признать, после «Будущего» планка ожиданий от нового фильма Хансен-Лев была задрана чересчур высоко, но в отрыве от этого внутреннего соперничества «Майя» кажется крепкой фестивальной драмой о войне, вине, внутренней пустоте, попытке не сломаться из-за груза собственного прошлого и желании жить вопреки всему.
Коробит, правда, сильно устаревшая колониальная оптика, через которую сама Хансен-Лев и ее герой смотрят на Индию и Майю — это такой ориенталистский сказочный «восток», в котором сбежавший от прошлого Габриэль может навсегда забыться.
Во славу тьмы? / Hail Satan?
реж. Пенни Лэйн
Что первое приходит в голову при упоминании Храма Сатаны? Подавляющее большинство людей ответит: «Кровь, блэк-метал, голые девственницы, животные с отрубленными головами». На деле современное движение сатанистов существует вне этих стереотипов: перевернутые кресты, пентаграммы, козлы и прочая мрачная атрибутика уже давно используется для пропаганды секуляризма и религиозного плюрализма. И именно об этом рассказывает новый документальный фильм независимого американского режиссера Пенни Лэйн («Безумие!», «Наш Никсон»).
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Плагиаторы / The Plagiarists
реж. Питер Парлоу
Молодая пара — начинающая писательница Анна и оператор Тайлер — едет домой в Филадельфию, но их автомобиль ломается в сельской безлюдной местности. Помочь вызывается странный афроамериканец Клип, который к тому же зовет ребят переночевать у себя дома. Там мужчина очаровывает пару своим красноречием, рассказывая поэтичный монолог о тяжелом детстве в Детройте.
Название намекает на то, что где-то в фильме поднимается тема копирования, но размышления о природе и различии подлинника и подделки а-ля Киаростами скрыты под исследованием современных отношений (Анна чувствует, что проигрывает Тайлеру, потому что кино сейчас актуальнее литературы) и расового вопроса (Анна и Тайлер боятся идти к Клипу домой, но показаться расистами для них еще страшнее).
На уровне концепции «Плагиаторы» работают лучше самого фильма, который к тому же снят на отталкивающие винтажные тв-камеры и презентован не менее отталкивающим постером с дэбающим парнем. Но фильм, конечно, стоит посмотреть хотя бы ради провокационного панчлайна со скандальной «Моей борьбой» Кнаусгора. Он, как бы иронично это ни звучало, не скажет ничего оригинального, но заставит зрителя в очередной раз посмеяться над тем, что в эпоху повсеместной массовой культуры оригинальность попросту невозможна.
Скин / Skin
реж. Гай Наттив
«Кожей» режиссер фильма Гай Наттив назвал историю жизни с ног до головы татуированного скинхеда Брайона Вайнднера. Неожиданно для самого себя он начинает задыхаться в маргинальном круге, который окружает его с ранних лет. Так называемая семья занимается прочисткой мозгов брошенных и никому не нужных подростков, привлекая их в ряды неонацистов. Одним из таких подростков и был Брайон Вайнднер.
Однако знакомство с Джули Ларсен, матерью-одиночкой с тремя дочерьми, помогло Вайнднеру понять, что такое быть частью настоящей, счастливой и, что самое главное, психологически здоровой семьи. Конечно, отказ от прошлого образа жизни не проходит для Брайона без болезненных последствий, однако внутренний конфликт, разрастающийся в душе главного героя, ранит похлеще банды агрессивных националистов.
«Кожа» — это нечто большее, чем еще один фильм о плохих парнях-скинхедах. Это в первую очередь инсайт во внутренний мир человека, ставшего частью токсичной тусовки. Джейми Белл в роли Брайона Вайнднера, возможно, играет лучшую роль в своей карьере. Ему, как ни странно, очень удаются образы социально деструктивных и эмоционально нестабильных мужчин. Биографическую картину Наттива будут неминуемо сравнивать с «Зеленой комнатой» Солнье, и все же, в этом фильме куда меньше смакуют насилие, выдвигая на первый план проблему уязвимости человеческой личности.
Сувенир / The Souvenir
реж. Джоанна Хогг
80-е годы. Студентка кинематографического факультета Джули знакомится на вечеринке с загадочным мужчиной по имени Энтони, с которым у нее начинаются странные и болезненные отношения. По хожу сюжета у Энтони выявляется полное комбо «плохого парня» — альфонс, обманщик, наркоман. Однако Джули не собирается так просто сдаваться: превозмогая всевозможные душевные страдания, она будет биться за свою любовь до самого конца, и, естественно, проиграет.
После премьеры на «Сандэнсе» новому фильму Джоанны Хогг начали прочить судьбу хитов «Прочь» и «Зови меня своим именем». О том, что «Сувенир» еще неоднократно даст о себе знать, стало понятно после того, как картину приобрела независимая киностудия А24. Кроме того, уже началась разработка сиквела с Робертом Паттинсоном в главных ролях. И все же, «Сувенир» ни на йоту не оправдывает возложенные на него ожидания. Если вы ждете чувственную историю о первой любви, вы проиграете. Если вы ждете суровую драму о борьбе с опасной зависимостью, вы проиграете. Если вы ждете запоминающийся актерский перфоманс Тильды Суинтон, вы тоже проиграете. Чего же ждать от этой картины? Претенциозности, занудности и напыщенных вздохов.
Время чудовищ / Season of the Devil
реж. Лав Диас
Четырехчасовая (всего лишь) картина Лава Диаса рассказывает нам историю филиппинской деревни, власть в которой захватывают одержимый диктатор и полиция. Военные настраивают соседей друг против друга, пытаются разрушить их веру в духов и ожидаемо творят ужасные вещи направо и налево. Отважная докторка Лорена открывает клинику для нуждающихся, но затем бесследно исчезает. Ее муж, поэт и гражданский активист Хьюго пытается разобраться в причинах пропажи супруги и заодно дать отпор кровавому режиму.
Свою новую картину филиппинская легенда Лав Диас в одном из интервью метко окрестил «антимюзиклом» и ни капли не слукавил. «Время дьявола» в пух и прах разносит все ваши представления о том, как должно строится музыкальное кино, да и кино в принципе: герои ходят туда-сюда внутри долгих статичных сцен, безо всякой музыки и ритма распевая повторяющиеся строчки диалогов, словно некую мантру. Диас вновь смешивает филиппинскую историю со специфической мифологией этой таинственной страны, где христианские догматы переплетаются с местными легендами, рождая совершенно новый, непонятный, гипнотический мир, который либо завоюет вас, либо оставит в полном недоумении.
Гора / The Mountain
реж. Рик Алверсон
Действие «Горы» разворачивается в середине 1950-х. После смерти отца, Энди решает стать ассистентом-фотографом у эксцентричного доктора Уоллеса Файнса, практикующего шоковую терапию и лоботомию. Во время путешествий по психиатрическим клиникам, Энди делает множество снимков пациентов и пытается понять, приносит ли шоковая терапия положительный эффект. Все меняется после того, как Энди знакомится с молодой пациенткой Сьюзан, чей отец настаивает на хирургическом вмешательстве в ее мозг.
Лента больше напоминает инсталляцию для музея или backstage фотосессии Тая Шеридана для The Interview. Каждый кадр тут выстроен абсолютно поехавшим перфекционистом с маниакальной дотошностью, поэтому картина выглядит визуально безупречной. Разглядывать каждую сцену действительно интересно и приятно, но работу Рика Алверсона-визионера омрачает Рик Алверсон-режиссер и Рик Алверсон-сценарист.
Amazing Grace
реж. Сидни Поллак, Алан Эллиотт
В 1972 году, на пике славы, 29-летняя Арета Франклин начала запись своего нового альбома в баптистской церкви Лос-Анджелеса — как полагается, с хором и слушателями, которые могли вживую разделить уникальный опыт. Для остальных решили устроить полноценную запись в формате документалки/фильма-концерта, режиссером которого назначили Сидни Поллака. Запись прошла успешно, но потом началась настоящая черная полоса из технических и юридических проблем.
Монтажеры не смогли синхронизировать картинку и звук, поэтому отложили запись в архив как неудачную. Там она пролежала до 2007 года, пока ее не выкупил продюсер Алан Элиотт — он же профинансировал реставрацию записи и пытался выпустить ее в прокат дважды: в 2011 и 2015, но оба раза иском грозила сама Франклин. После смерти певицы в 2018, ее семья все же решила выпустить в прокат готовую картину.
Впрочем, интерес к фильму возникает не из-за удивительной истории, сопровождающей его релиз, а благодаря художественным особенностям. Amazing Grace — это один из самых эмоциональных фильмов-концертов в истории. Госпел всегда проникает в душу и говорит с каждым слушателем лично, но вкупе с голосом Франклин получается трансцендентальный эффект, частично напоминающий воскресные службы Канье Уэста.
Последний черный в Сан-Франциско / The Last Black Man in San Francisco
реж. Джо Талбот
Джимми мечтает вернуть своей семье «Викторианский» дом, построенный его дедом в самом центре Сан-Франциско в середине 20 века. Сейчас там живет пожилая белая пара, но в их отсутствие Джимми и его друг Монт проникают внутрь дома и облагораживают его, надеясь когда-нибудь восстановить справедливость.
Американец Джо Талбот несколько лет пытался перенести на экран полубиографическую историю своего друга Джимми Фэйлса (собственно, он и сыграл в фильме) — даже вышел на кикстартер и собрал там больше планируемой суммы, но денег все равно не хватило на полный метр. Тогда Талбот и Фэйлс сняли короткометражку «Американский рай» — абсурдную сатиру на нынешнее положение США по реальной криминальной хронике. Белый мужчина купил силиконовую маску афроамериканца и ограбил банк, но не смог ее снять во время побега, поэтому его автомобиль остановил белый полицейский. Эти 18 минут показали кинематографческие таланты Талбота и его умение балансировать между актуальной повесткой и созданным уникальным миром. Это заметили компании Plan B и A24, который профинансировали полнометражный дебют режиссера.
«Последний черный в Сан-Франциско» — это тот самый глоток свежего воздуха в американском независимом кинематографе, который, кажется, в последние годы слишком зациклен на документировании депрессивной жизни своих страдающих героев. У Талбота все наоборот: фильм — в первую очередь любовная история между мужчиной и домом, которая разворачивается в стремительно меняющемся городе. Причем Сан-Франциско показан с невероятной нежностью к жителям города и узнаваемым маркерам, вроде трамвайчиков, которые несутся по продольным наклонным улицам города, или мосту «Золотые ворота». Словом, сомневаться не приходится: это один из самых визуально необычных фильмов последних лет, который, будем надеяться, вознесет Джо Талбота в пантеон главных американских режиссеров нового поколения.