Высшее общество / High Life
Режиссер: Клер Дени
В главных ролях: Роберт Паттинсон, Жюльет Бинош, Андре Бенджамин, Миа Гот, Агата Бузек, Ларс Айдингер
Премьера в РФ: 11 апреля
Сегодня в российский прокат выходит сай-фай триллер «Высшее общество» — первый фильм Клер Дени («Хорошая работа», «Впусти солнце») на английском языке. Для встречи с более широкой аудиторией режиссер выбрала материал броский и провокационный: по сюжету за пределы Солнечной системы отправляется космический корабль с преступниками, приговоренными к пожизненному заключению. Их цель — исследование ближайшей к Земле черной дыры и выкачивание из нее энергии. Успех операции никак не повлияет на судьбу оголтелых ребят: остаток своих дней они проведут на корабле, поэтому настроение у экипажа стабильно не очень.
При этом руководитель миссии доктор Дибс (Жюльет Бинош) нудно и безуспешно пытается зародить на корабле новую жизнь. Мужчины и женщины сдают необходимые биологические материалы, появляются дети, которые моментально отнимаются у матерей и быстро гибнут. На фоне всего этого стерильного безобразия тоскует Монте (Роберт Паттинсон), по доброй воле отказавшийся от любых интимных отношений и любовных уз. Однако в какой-то момент Дибс добирается и до него.
Премьера фильма состоялась 9 сентября 2018 года на кинофестивале в Торонто. Картина собрала теплую прессу: критики восхищались смелостью и изобретательностью Дени, которая хоть и не сказала новое слово в жанре, но сумела взглянуть на него под иным углом. Несмотря на то, что Клер в целом открещивается от параллелей с Кубриком, многие рецензенты в лестном контексте упоминают «Космическую одиссею». Другой очевидный (и уже действительно важный для автора) референс — «Солярис» Андрея Тарковского. Третий обязательный фильм про космос тоже проскальзывает: по мнению критика Кортни Дакворт, Дени удалось добиться напряженной атмосферы, достойной самого «Чужого».
Конечно, для такого материала очень важна операторская работа и, если верить прессе, здесь она действительно великолепна. Свои знаковые работы Дени делала в тандеме с оператором Аньес Годар, но в «Высшем обществе» за визуальную часть отвечают Йорик Ле Со («Персональный покупатель», «Выживут только любовники») и Томаш Наумюк («Гарет Джонс»). Также критики высоко оценили игру Роберта Паттинсона: по их мнению, актер проделал невероятную работу и может смело записывать эту роль в личный золотой фонд.
Фото / TIFF
Но не стоит думать, что недовольных не нашлось. Часть рецензентов совсем не оценила замах Дени на высокое (во всех смыслах) искусство. Критики из противоположного лагеря посчитали картину претенциозной, громоздкой и попросту раздражающей. История показалась им абсолютно вымученной, а концептуальные игры с нелинейным повестованием — неуместными. В самых жестких отзывах критики отмечают, что фильм невозможно смотреть, и даже героические усилия Паттинсона не спасают ситуацию.
Rotten Tomatoes: 88 % (72/10)
Metacritic: 76
Джастин Чанг, Los Angeles Times
Важно отметить, что действие самого сексуально смелого научно-фантастического триллера со времен «Побудь в моей шкуре» происходит на наименее сексуально привлекательном космическом корабле из когда-либо созданных.
Рецензия полностью.
Саманта Инкорвайя, Arizona Republic
Клер Дени в своем англоязычном дебюте пытается заставить зрителя размышлять на темы изоляции, сексуального желания и отношений между родителями и детьми. Но в случае «Высшего общества» эти размышления не способны подтолкнуть к пониманию нелинейного сюжета и раздражающих персонажей.
Рецензия полностью.
Джессика Кианг, Variety
«Высшее общество» неотделимо от всепроникающего перформанса Паттинсона: он идеально подстроился под сверхъестественные требования сложного сценария Дени и Жан-Поля Фаржо, который написан так тщательно, почти дотошно, но при этом с ощущением неуловимой иллюзии в целом. Роберт говорит мало, но у него много экранного времени, и он также отвечает за странную, бессознательную призрачную ниточку связи между Монте и ребенком.
Рецензия полностью.
Рекс Рид, Observer
High Life, который должен носить название High Death, сбивает с толку, нелинеен на грани с шизофренией и, несмотря на обилие компьютерных технологий, никак не может похвастаться их инновационным использованием. Абстрактные идеи жизни и смерти не имеют здесь никакого смысла, а отказ создателей от таких традиционных ценностей, как сюжет, развитие персонажей и темп повествования, делает фильм еще более запутанным.
Рецензия полностью