Зеленая книга / Green Book
Режиссер: Питер Фаррелли
В главных ролях: Вигго Мортенсен, Махершала Али, Линда Карделлини, Себастьян Манискалко
Дата премьеры в РФ: 24 января
1962 год. Вышибала из ночного клуба Copacabana Тони Валлелонга (Вигго Мортенсен) в силу непредвиденных обстоятельств теряет работу. Понимая, что ежедневные победы в конкурсе по поеданию хот-догов вряд ли смогут обеспечить ему стабильный доход без риска лишиться последних остатков здоровья, он принимает предложение пианиста Дона Ширли (Махершала Али). Так Тони становится личным водителем и телохранителем музыканта в турне по агрессивно настроенным к темнокожим штатам Южной Америки. Двухмесячное путешествие должно символично закончиться в канун Рождества и довольно быстро становится ясно, что оно не пройдет для Тони и Дона бесследно.
Братья Фаррелли за свою долгую карьеру успели снять внушительное количество народных комедий, включая хит на века «Тупой и еще тупее». Старший из тандема, Питер, решил попробовать свои силы в более серьезном жанре. Шалость удалась: «Зеленая книга», в основу которой легла реальная история, уже вынесла тонну золота в этом наградном сезоне и останавливаться явно не намерена.
Помимо номинаций на престижные премии и зрительских восторгов, картина успела собрать множество обвинений в неправдоподобности со стороны членов семьи Дона Ширли. По их словам, он вовсе не был такой одиночкой и жертвой издевок, за права темнокожих активно выступал, а дружбы особой с Тони, оказывается, не водил. Махершала Али перед родственниками деликатно извинился, хотя ставить в этом случае кому-то что-то в вину — затея бессмысленная. Фаррелли, очевидно, не задавался целью снять правдивый фильм о жизни замечательных людей, понятная и красивая история нужна была ему исключительно как база для очередного разговора о вечных ценностях.
Выданная Тони перед поездкой «Зеленая книга» — это справочник по black-friendly местам США, без которого роад-трип темнокожего жителя страны грозит превратиться в череду нескончаемых унижений из-за распространенной в то время расовой сегрегации. «Зеленая книга» Фаррелли — это, в свою очередь, настоящий гид по человеколюбию и
эффективное пособие по разрешению конфликтов любой степени сложности, хоть и созданное по запылившимся чертежам, которыми руководствовались режиссеры на съемках духоподъемных драм лет двадцать назад. Два диаметрально противоположных героя, милая, но не отвлекающая от общего настроения бадди-муви романтическая линия, немного юмора и социальный подтекст — готово, вы восхитительны!
Если «Черный клановец» или «Черная пантера», главные оскаровские «товарищи» фильма Фаррелли, обсуждают расовые проблемы максимально громко, то «Зеленая книга» проговаривает все вполголоса. Это очень спокойное, обаятельное и отчасти сказочное кино, которое, однако, дает не менее точный социальный комментарий по теме. «Зеленая книга» напоминает нам, что во времена, когда все извиняются друг перед другом за твиты и прочие поступки десятилетней давности, а также за употребление некорректных слов на публике (во время промо фильма в этом успел отличиться Вигго Мортенсен, life imitates art), необходимо учиться принимать окружающих людей и хотя бы пытаться с ними договориться. Даже если они, как вам кажется, несут откровенную ересь.
«Зеленая книга», конечно, не открывает новых горизонтов, предпочитая для начала разобраться с простыми истинами. Меняй себя, твори добро, не предавай личные идеалы, будь терпимее к ближнему своему — все это мы уже видели, все это мы уже знаем, но часто забываем в бесконечном информационном потоке, подкидывающем один повод для возмущения за другим.
P.s. Здесь должен быть абзац о выдающейся актерской игре Махершалы Али и о том, как прекрасен Вигго Мортенсен, чей герой безостановочно поглощает фастфуд (актер специально набрал вес для роли), но это тот случай, когда лучше один (два, три) раз увидеть.