Год: 2012
Страна: Великобритания, Нидерланды, Франция, Хорватия
Режиссер: Питер Гринуэй
Хендрик Гольциус рисует гравюры и печатает книги, но дела у него идут так себе – денег мало, персонал своенравный и вообще жрать нечего. Дабы не пойти на дно, он предлагает маркизу Эльзасскому нехило вложиться в покупку нового печатного станка, а взамен получить шесть книг с библейскими историями на запретные темы с откровенными иллюстрациями. Однако фантазия потенциального инвестора оказывается куда богаче – маркиз готов пойти на сделку только при условии, что Гольциус и его команда инсценирует эти самые истории.
Сначала было слово и это слово, по версии Гринуэя, было сказано как минимум в рупор – с первых минут фильм пытается лишить зрителей внутреннего слуха, оглушая набором исходных данных. Принцип «я покажу тебе все и сразу» работает на полную катушку, и, несмотря на умение убавлять громкость до того, как станет дурно, Гринуэй все равно рискует получить банановой кожурой в нос от эстетов. Франция в фильме похожа на индустриальный ад, алые буквы падают с экрана, и вообще иногда начинает казаться, что за визуальную часть отвечал осатаневший от тяжелых наркотиков Баз Лурман. Однако только трус не играет в гротеск: да, вся эта конструкция, замешанная на религии, сексе и слиянии разных видов искусства вряд ли легко воспарит ввысь, но и от тяжести не развалится. Это не кинематограф, не театр и не живопись – это дарк-балаган, где пошлость с трудом выставлена за дверь, всем очень здорово, дико и непристойно, а между делом проговариваются истины, которые и так всем вроде бы ясны, но которые не мешало бы еще раз произнести вслух без стыдливой замены неудобных слов. Как и все творчество Гринуэя этот праздник не для всех – но как же трудно устоять перед сатанинским весельем, хлещущим прямо в глаза – и неважно, что нам всем за это потом будет.
М. Ремига