Glass / Стекло
Режиссер: М. Найт Шьямалан
В главных ролях: Брюс Уиллис, Сэмюэл Л. Джексон, Джеймс МакЭвой, Аня Тейлор-Джой, Сара Полсон, Спенсер Трит Кларк
Дата премьеры в РФ: 17 января
Стареющий супергерой Дэвид Данн (Брюс Уиллис) открывает охоту на Зверя (Джеймс МакЭвой), который вместе с остальными своими 24 личностями продолжает воровать подростков прямо под носом у их родителей. В поисках киднеппера Данну помогает его сын Джозеф (Спенсер Трит Кларк), заметно повзрослевший со времен «Неуязвимого».
В один прекрасный (нет) день Данну-старшему удается выследить Зверя и спасти детей, однако ему на хвост тут же падает полиция, которая, не долго думая, отправляет героя вместе с похитителем в психушку. Там их уже дожидаются доктор Элли Стэпл (Сара Полсон) и старый добрый мистер Стекло (Сэмюэл Л. Джексон).
«Стекло», если кто не в курсе, — это Top Anime Crossover своеобразный кроссовер в причудливой киновселенной М. Найта Шьямалана. Для понимания того, что вообще там происходит, в идеале необходимо посмотреть два его фильма — «Неуязвимый» и «Сплит». В «Неуязвимом», вышедшем задолого до появления мультивселенной Marvel, «Хранителей» и «Темного рыцаря», режиссер одним из первых попытался переосмыслить супергероику. Попытка оказалась весьма неоднозначной (как и большинство фильмов Шьямалана), однако неудачной ее точно назвать нельзя. «Сплит» же до последней минуты маскировался под типичный триллер-однодневку, успешно поданный аудитории под соусом из «Таинственной истории Билли Миллигана». Однако фирменный твист ставил все с ног на голову, убирал пелену с глаз и манил обещанием прекрасного — новой встречи с персонажами двадцатилетней выдержки в декорациях современной реальности.
В итоге «Стекло» ждали все: и преданные фанаты Шьямалана времен «Шестого чувства» (этим людям пришлось многое пережить), и те, кто полюбил творчество режиссера эпохи Ренессанса. Как оказалось, напрасно. «Стекло» не просто не оправдывает возложенных на него ожиданий — фильм перечеркивает все недавние победы. И нельзя сказать, что Шьямалан «снова не смог»: кажется, он не особо и старался.
Большую часть фильма три главных героя заперты в отдельных палатах и вынуждены наслаждаться собственным одиночеством. Казалось бы, огромное поле для раскрытия персонажей, однако not on Shyamalan watch. МакЭвой весьма талантливо корчится, меняя по 10 личностей в минуту, но радости от этого мало. От бесконечной карусели гримас довольно быстро устаешь, и его персонаж постепенно теряет всю свою притягательность.
Джексон, в честь героя которого, собственно, и была названа картина, просто молчит и глубокомысленно смотрит в экран. Его постоянно дергающийся глаз, конечно, мог бы получить приз за лучшую роль второго плана, но в какой-то момент даже эта звезда гаснет. Лучше прочих деградирует персонаж Уиллиса, который спустя 19 лет супергеройства откатывается к базовым настройкам и снова сомневается в своих способностях.
Все, кто жаждет огня и динамики, могут спокойно проходить мимо. Это вам не какая-нибудь клоунада Marvel, где каждые 15 минут что-то взрывается. Как во многих попытках разобрать жанр на винтики, здесь все не просто так. Магия шьямалановского твиста, к сожалению, растаяла: сюжетные повороты больше смахивают на рояли в кустах, на которые смотришь скорее с недоумением, чем с восторгом. Тем не менее, «Стекло» не лишено самоиронии, хоть и пытается продвинуть дуболомный сюжет с нелепой серьезностью. Шьямалан показывает язык фанатам мегапопулярных франшиз и откровенно высмеивает клише современной супергероики. Однако мета-юмора все-таки недостаточно для того, чтобы амбициозный кроссовер не разлетелся на тысячу осколков, среди которых, как мудро заметил мистер Стекло, непросто найти подходящий.