Fifty Shades Freed / Пятьдесят оттенков свободы
Режиссер: Джеймс Фоули
В главных ролях: Дакота Джонсон, Джейми Дорнан, Эрик Джонсон, Элоиза Мамфорд, Рита Ора
Дата премьеры в РФ: 8 февраля
Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря, женятся Грэй и Стил, вертится Земля. После роскошной свадьбы Кристиан и Анастейша укатывают в романтичный медовый месяц, где мажутся кремом от загара, гуляют, взявшись за руки, и прочая, прочая. Из нежной идиллии их внезапно вырывает тревожное сообщение сотрудницы Грэя о том, что кто-то проник в его кабинет и похитил важные данные. Делать нечего — приходиться срочно лететь домой.
Дома вместе с последствиями инцидента наваливается прочий неприятный быт. Кристиан проявляет чудеса ревности, мечтая, чтобы Анна ходила по стойке смирно и называла себя исключительно миссис Грэй. Анастейша отстаивает свое право работать в любимом издательстве, бегать в бар с подругой, когда ей вздумается, и явно чувствует нехватку кислорода. Впрочем, вскоре все это становится неважно, ибо на Анастейшу открывает охоту сбрендивший поклонник из прошлого.
«Не пропусти долгожданную кульминацию» — мягко напоминает нам рекламный плакат финальной части секс-саги о том, как Анастейша Стил любила-любила да и вышла замуж. Плакату так и норовит ответить цитатой из группы Виа Гра, что мол, хотелось бы, да нельзя, однако знаешь ведь, что он не ответит, и покорно вздыхаешь. Справедливости ради, стоит сразу сказать, что к третьей части съемочная группа как будто собралась с силами, сфокусировалась и постаралась перепрыгнуть все ямки, которые Ниал Леонард и Э.Л. Джеймс любезно вырыли в сценарии. Или, по крайней мере, отвлечь от них внимание юмором/удачной миной Дорнана или Джонсон/классной тачкой/крутой шмоткой/шикарным видом моря и тд. С первым пунктом, правда, проблемы: первая хоть сколько-нибудь смешная шутка звучит, когда фильм уже отмахивает почти час хронометража. Но, с другой стороны, не за юмор мы ценим эту франшизу, не за юмор. Впрочем, если все время вместо Кристиана Грэя представлять Криса Мартина, то фильм моментально превращается в полноценную комедию (Джейми, к слову, в какой-то момент сдается, садится за рояль и поет). Но это все равно что открыть тревожный чемоданчик.
Финал «Оттенков» выходит в год, когда зарубежной общественности явно не до историй, где «внутренняя богиня» мурлычет при появлении серьезного и сурового защитника-миллионера (за сборы, правда, вряд ли стоит волноваться). Создатели, видимо, это и сами понимают, лепя из вчерашней мямли Анастейши некое подобие сильной и независимой — вот она строит Кристиана, вот она воюет за свое имя (в буквальном смысле), вот она спасает все задницы, которые срочно необходимо спасти, пока Грэй занимается всякой ерундой типа зарабатывания денег. Но все равно на базовом уровне это остается сказкой про «выйти замуж за принца» — с поправкой на то, что новоиспеченная принцесса если не устанавливает правила игры, то уверенно оспаривает ее правила. Правда, формально, никакой игры уже давно нет — даже секс, краеугольный камень франшизы, окончательно отошел на второй план и выглядит сначала как наклейка «Молодожены!» на бампере свадебного авто, а потом превращается в поле битвы за власть внутри семьи.
Сага никогда не могла похвастаться умением взять зрителя за грудки, но заключительная часть миролюбива сверх всякой меры. Учитывая, что сюжетно это практически триллер, хруст когнитивной карты слышится особенно громко. «Пятьдесят оттенков свободы» — это удивительно бесконфликтная, плюшевая Вселенная, где, несмотря на «красную комнату», сталкеров, призраков прошлого и внутренние сомнения, не происходит ничего по-настоящему опасного. Туда, как в глянцевый сон по заказу, можно нырнуть и час с лишним наблюдать, как два красивых артиста изображают людей, которым не надо вставать к семи на работу, которые в любой момент могут сесть на самолет и улететь в теплые края, пока тебя нахрен заметает снегом в великой России.