Короче / Downsizing
Режиссер: Александр Пэйн
В главных ролях: Мэтт Дэймон, Кристоф Вальц, Хонг Чау, Кристен Уиг, Рольф Лассгорд, Ингьерд Эгеберг, Удо Кир
Дата премьеры в РФ: 1 февраля
Недалекое будущее. Норвежские ученые наконец-то решили проблему надвигающейся экологической катастрофы. Теперь можно безболезненно (правда, бесповоротно) уменьшить почти все на свете, в том числе и человеческое тело: в 12 раз. Таким образом, люди поглощают меньше еды, воды и других ресурсов, что значительно снижает количество отходов и объем загрязнений.
Но если скандинавы пошли на это из благих намерений, то у американцев дивный новый чистый мир превратился в ад, каким его себе представлял Тайлер Дерден. Сокращение затрат превратило средний класс в богачей: женщины нежатся в ванной, наполненной бриллиантами, а мужчинам не нужно вкалывать на нелюбимой работе (как показано в популярной рекламе).
Работник мясокомбината, но в душе врач и целитель Пол Сафранек (Мэтт Дэймон) решает взять пример со старых приятелей и изменить надоевший образ жизни, прибегнув с женой Одри (Кристен Уиг) к трендовой процедуре уменьшения. Все бы хорошо, но в последний момент миссис Сафранек охватывает паника: она не готова прожить всю жизнь с суженым и отдалиться от друзей и родителей. Уменьшенный Пол остается один, скучающий и несчастный. Правда, ненадолго: вскоре в его быт вторгаются сосед, тусовщик-авантюрист Душан (Кристоф Вальц) и домработница-вьетнамка Нгок Лан Трэн (Хонг Чау), которая показывает Полу темную сторону далеко не идеального мини-мира.
Прославившись своим умением небанально рассказывать истории самых обычных людей, в своем новом фильме Пэйн скачет по жанрам, непонятно чего ради: сатира перетекает в пафосную элегию о гуманизме, а потом мутирует чуть ли не в рыцарский роман. На протяжении всей картины не покидает ощущение, что сама идея и герои Пэйну не так интересны и близки, как, например, ворчливый Вуди Грант в поисках выигрыша или писатель-неудачник и знаток вин Майлз, колесящий с другом по винодельческим районам Калифорнии. Видимо, за то время, что сценарий «Короче» пролежал на полке (скрипт был готов давно, но картина все никак не могла получить финансирование) режиссер заметно охладел к этой истории.
Общественные, экономические и политические проблемы, которыми так насыщен фильм, убивают легкий и непринужденный стиль Пэйна. Плавный, расслабленный ритм режиссера, который как будто старается убаюкать тебя на заднем сидении подержанной американской машины (повидавшей не лучшие времена, но, безусловно, прожившей немало лихих дней), делал картины режиссера кристально ясными для любого зрителя. В «Короче» переизбыток абсурда и едкой сатиры рушат всю ритмику к черту. Сюжет как будто ходит по кругу, разжевывая одну и ту же идею, время от времени добавляя в нее вроде бы что-то новое, но на деле совершенно лишнее. В итоге фильм просто трещит по швам от ненужного количества слов и действий.
Простая и эффектная идея о том, как сделать человечество счастливым, превращается в клубок запутанных задач и препятствий. Начав хлестко, бодро и остроумно (не в последнюю очередь благодаря харизме Вальца), Пэйн ко второй половине фильма оставляет слишком много вопросов, на которые зрителю уже попросту неинтересно искать ответы. Где лучший из миров? За кем следует идти? А может, нужно просто остаться?
Пол Сафранек не уверен в себе, не знает точно, чего хочет и что именно ему нужно для полного, хоть и маленького счастья. Он наивен и простодушен, поддакивает и улыбается, словно консультант в IKEA, объясняющий, как будет выглядеть идеально построенная декорация. Собрать по инструкции макет у него, может, и получится, но как играть в сами «домики», он не знает: главное — дотянуть до прихода кого-то более решительного, а там будет видно.
Диана Мартиросян