Доктор Сон / Doctor Sleep
Режиссер: Майк Флэнеган
В главных ролях: Юэн Макгрегор, Ребекка Фергюсон, Кайли Керран
Дата премьеры в РФ: 7 ноября
Осень-2019 щедра на экранизации Кинга: вслед за продолжением сверхуспешного «Оно» в прокат вышел «Доктор Сон» — история выросшего Дэнни Торренса (Юэн МакГрегор) спустя 40 лет после событий «Сияния». Режиссер Майк Флэнеган долгое время занимался мультиплекс-хоррорами («Окулус»), пока не совершил творческий прорыв с блестящим (и очень страшным) сериалом «Призраки дома на холме». С прозой Кинга ему работать не впервой: два года назад он экранизировал «Игру Джералда» для Netflix. В общем, кандидатура для такого фильма более чем подходящая.
Сам Стивен Кинг одобрил работу Фэнегана, заявив, что «Доктор Сон» наконец-то примирил его с существованием «Сияния» (мастер, как известно, не любит фильм Кубрика) и «искупил его грехи». При бюджете в $45–55 млн картина в первый уик-энд собрала $14,1 млн в США (общемировые сборы на текущий момент составляют $34,1 млн). В общем, блестящей кассой картина пока похвастаться не может. А что же с критикой?
В какой-то мере пресса разделилась на два лагеря: часть рецензентов считает, что режиссер смог разумно рапорядиться с богатым наследием «Сияния», другие же увидели в нем только паразитирование на легендарной истории (вдобавок, он совсем не пугает). Пожалуй, общим местом можно назвать только похвалы Ребекке Фергюсон: актрисе, видимо, стоит задуматься над тем, чтобы чаще выбирать отрицательные роли.
Перед режиссером стояла непростая задача выйти из тени сразу двух гениев — Кинга и Кубрика — и создать что-то свое; по мнению некоторых критиков, именно последнее ему не удалось. Сторонники противоположной точки зрения аплодируют смелости Фэнегана вообще решиться на такую авантюру: по их словам, у него получилось, с одной стороны, отдать должное шедевру-предшественнику, с другой — все-таки рассказать свою историю и даже немного похулиганить.
Rotten Tomatoes: 76 % (196/62)
Metacritic: 60 %
Критиканство: 63 %
Екатерина Карслиди, Film.ru
Зачем пошагово переснимать лучшие моменты из «Сияния» Кубрика, если ты не Кубрик, вообще непонятно. Попытка поиграть в любимого режиссера обернулась неудачным подражанием, особенно если учесть, насколько визуальная стилистика «Доктора Сна» далека от «Сияния». Эти фрагменты навязчиво пытаются давить на ностальгические чувства: мол, «а помните, как круто было, когда Джек Николсон топором дверь выломал, красота же», причем с общим настроением картины они вяжутся едва ли. Поэтому под конец «Доктор Сон» становится настоящим фильмом ужасов, даже не из-за общей атмосферы и сцен поедания плоти, а потому что ты в ужасе от того, что творится на экране.
Рецензия полностью
Джастин Чанг, Los Angeles Times
Под сверкающей оберткой фильма скрывается чистая живая человечность, признание глубокой эмоциональной канвы произведений Кинга. Сюжет «Доктора Сна» шире, чем у «Сияния», но темы одни и те же: невинность и озорство детей, защитные и хищные инстинкты взрослых, уязвимость семьи.
Рецензия полностью
Питер Брэдшоу, The Guardian
Вопросы, которые хочется задавать к любому сиквелу «Сияния», естественно, касаются самой страшной детали оригинального фильма: держащиеся за руки близняшки в коридоре. Они выросли во взрослых близнецов? В продолжении они играют искусно продуманную роль? Хотелось бы получить ответы на эта вопросы, но, к сожалению, главная злодейская роль здесь отведена Розе в шляпе, которая не способна ни напугать, ни заинтересовать.
Рецензия полностью.
Станислав Зельвенский, Afisha.Daily*
И все же со всеми своими многочисленными несовершенствами «Доктор Сон» заслуживает внимания и уважения. Он длинноват (хотя эти два с половиной часа пролетают быстро), где‑то глуповат и, главное, почти не страшен. Но это отчаянно амбициозный, весьма изобретательный и необычный фильм, который не паразитирует на чужих идеях, как может сослепу показаться, а пытается придумать из них что‑то новое. Даже если получается с переменным успехом, Флэнаган все равно и честнее, и смелее, чем его бесчисленные коллеги, потихоньку растаскивавшие паркет «Оверлука» на сувениры последние 40 лет.
Рецензия полностью.