Давай разведемся!
Режиссер: Анна Пармас
В главных ролях: Анна Михалкова, Антон Филипенко, Светлана Камынина, Максим Лагашкин
Дата премьеры в РФ: 21 ноября
Маша (Анна Михалкова) — гинеколог со стажем — совмещает несколько работ, пока муж Миша (Антон Филипенко) воспитывает детей. Чрезмерное погружение в свое дело давно вредит браку, но последней каплей, кажется, становится семейный конкурс в бассейне, для которого Маша забывает купальник, и просроченный кефир, по ошибке налитый мужу. В итоге Мария оказывается наедине с телефоном Миши, отвечает на ночной вызов и выслушивает необязательные подробности, куда и как фитнес-тренерша готова его поцеловать перед сном. Муж признается в интрижке, но не думает извиняться — напротив, собирает вещи и уходит из дома.
Режиссерский дебют Анны Пармас к удивлению многих стал хитом «Кинотавра» и с «Верностью» Нигины Сайфуллаевой, еще одним честным фильмом про разрыв, считался явным претендентом на главный приз. Жюри в итоге наградило не то кино, но лента Пармас все равно собрала в охапку несколько важных наград — за сценарий, лучший дебют и даже приз зрительских симпатий. Последнее закономерно: показанная между грузно-метафоричным «Сторожем» Юрия Быкова и по-пацански наивным «Быком» Бориса Акопова легкая комедия про развод и женскую эмансипацию кажется идеальным вариантом для массового зрителя.
Фото / Вокруг ТВ
Прошло полгода — восторги пусть и поутихли, но «Давай разведемся!» все равно выходит в прокат в неожиданном статусе одного из самых смелых отечественных фильмов года. Проблема в том, что на порывах эмоций от финальных минут, мы не заметили одного момента: такая картина уже выходила в прошлом году и называлась «Я худею». Брошенная героиня делает все, чтобы вернуть вторую половину, но внезапно понимает, что усилия того не стоят. Правда, мораль в комедии Нужного была завернута в бодипозитивную обертку: принимай себя такой, какая ты есть и не меняйся ради других. У Пармас идея чуть сложнее и радикальнее для нашего консервативного общества: брак вовсе не сакрален, а женщина может счастливо жить и в одиночку.
Собственно, наглядная демонстрация этой идеи в массовой комедии стала причиной, заставляющей прессу и зрителей закрыть глаза на вторичную завязку ленты и ее технические огрехи. Будем верить, что оно того и правда стоило — ползущий сейчас фильм Пармас поможет через несколько лет взлететь еще более «радикальной» картине — например, комедии вообще без мужчин или, еще смелее, ромкому про однополую любовь.
Фото / Российская газета
Саму Пармас (между прочим, создательницу легендарного скетч-шоу «Осторожно, Модерн!» и сценаристку фильмов Авдотьи Смирновой) хвалили и после премьеры, но обидными фразами, вроде «крепкий дебют от постановщицы клипов группировки “Ленинград”». Кто-то покривит носом и скажет о неуважении к былым заслугам, но правда в том, что «Давай разведемся!» — закономерное продолжение тех видео. В них Пармас зарекомендовала себя режиссеркой, тонко чувствующей и уверенно подмечающей бытовые мелочи, которые в итоге стали точками соприкосновения для миллионов людей, посмотревших ее клипы на YouTube.
На них же построен и ее дебютный фильм — все эти попойки на работе, просроченные кефиры, гадалки, надоевшие бахилы и сочувствующие менты становятся фундаментом для гэгов, большинство из которых действительно работает. Фильм не становится гомерическим смешным, но от него хотя бы веет чем-то искренним и живым. Порой Пармас по старой памяти уходит в клиповый монтаж, но это нисколько не вредит динамике картины, а главное — не развивает одно из главных опасений вокруг нее. «Давай разведемся» — это не полуторачасовой клип, а полноценная комедия, в очередной раз закрепляющая за Пармас статус «народной» постановщицы, а за Михалковой — звание одной из главных отечественных актрис поколения, способной за 90 минут прожить жизнь обычной женщины.