72-й Каннский кинофестиваль: «Тайная жизнь»

Оля Смолина,

Hidden Life / Тайная жизнь
Режиссер: Терренс Малик
В главных ролях: Маттиас Шонартс, Аугуст Диль, Валери Пахнер, Микаэл Нюквист, Юрген Прохнов
Дата премьеры: 19 мая 2019 года

Начало 40-х годов прошлого века. Мирный фермер Франц Егерштеттер (Аугуст Диль), живущий в коммуне Санкт-Радегунд вместе с женой (Валери Пахнер) и детьми, во время очередной мобилизации нацистской Германией австрийских граждан получает повестку в армию. Однако Егерштеттер, рьяно выступающий против аншлюса, отказывается служить на стороне фашистов, за что отправляется в тюрьму. Долгое время его судьба висит на волоске: разные люди, события и обстоятельства пытаются склонить его к вступлению в ряды Вермахта, однако Егершеттер упорно стоит на своем.

Последние несколько лет один из главных визионеров XXI века находился в затяжной поэтической коме, снимая очень живописное, но практически бессюжетное кино. В своем новом фильме режиссер возвращается к более привычной для зрителя форме повествования: условно говоря, «Тайная жизнь» гораздо ближе к каким-нибудь «Дням жатвы», чем, например, к «Рыцарю кубков». Вероятно, во многом благодаря тому, что имеет в своей основе реальные события.

История об австрийце Франце Егерштеттере, казненном нацистскими властями за отказ служить на стороне фашистов, с легкой руки Малика превратилась в историю о кризисе самоопределения, разворачивающуюся на фоне самого массового геноцида в истории человечества. Егерштеттер, которого впоследствии причислили к лику святых, испытывает настоящие душевные терзания, рефлексирует и, конечно, бесконечно сомневается в правильности своего решения. Он обращается к Богу, небесам, и, наконец, к самому себе — его слова льются рекой среди окутанных туманом скал, навстречу бурному и беспощадному потоку жизни.

maxresdefault-26

Режиссер не ограничивается одним лишь душевным конфликтом главного героя — более того, значительная часть фильма посвящена быту жителей Санкт-Радегунда, жизни семейства Егерштеттер и отношениям Франца с супругой. Их трепетная привязанность друг к другу показана с какой-то щемящей интимностью; она придает каждому кадру особую эмоциональную глубину, на которую, кажется, способен только Малик.

В визуальном плане «Тайная жизнь» покоряет новую вершину визионерского мастерства, хотя, казалось бы, куда дальше после «Древа жизни». Австрийские пейзажи пьянят своей естественной красотой, а от полетов камеры оператора Йорга Видмера буквально кружится голова (прости, Эммануэль Любецки). Окончательно добивает зрителя музыка композитора Джеймса Ньютона Ховарда («Знаки», «Темный рыцарь»), пробирающая до мурашек.

MV5BZmQxOGExNDktYWY5MS00OWM4LWFkZGItNjQwYjg5ZDE5ZTk5XkEyXkFqcGdeQXVyNDkzNTM2ODg@.V1

«Тайная жизнь» явно ознаменовала собой новый этап в творчестве Терренса Малика, который, к счастью, не готов пока уходить на пенсию. Остается только надеяться, что жюри, как и мы, оценит новую работу режиссера и не оставит ее без приза.