Todos lo saben / Все знают
Режиссер: Асгар Фархади
В главных ролях: Пенелопа Крус, Хавьер Бардем, Барбара Ленни, Рикардо Дарин, Хайме Лорэнте
Лаура (Пенелопа Крус) возвращается из далекого Буэнос-Айреса в родную деревню близ Мадрида на свадьбу сестры. Ее не было 16 лет — за это время она пережила расставание с земляком Пако (Хавьер Бардем), уехала в Южную Америку, вышла замуж и родила двоих детей. Все искренне рады ее приезду, но посматривают косо, потому что ей удалось, что называется, выбиться в люди.
Традиционная испанская свадьба с киданием риса в молодоженов, пьяными танцами и съемкой квадрокоптером заканчивается трагедией: у Лауры похитили дочь. Сумма неподъемная, а в полицию идти ни в коем случае нельзя. В атмосфере полной безысходности семейные скелеты начинают выпадать из шкафов, а герои — вспоминать старые обиды и активно ссориться.
Иранец Асгар Фархади заявил о себе отличной картиной «Развод Надера и Симин» в 2011 году, а потом укрепил успех «Секретами прошлого» и «Коммивояжером», собрав целый шкаф наград, среди которых есть и два «Оскара». Все фильмы режиссера попадали в категории «хорошо», «отлично», «шедевр», поэтому от испаноязычного дебюта с Пенелопой Крус и Хавьером Бардемом ждали как минимум крепкую семейную драму. К сожалению, «Все знают», бюджет которого больше, чем у всех предыдущих фильмов Фархади вместе взятых, оказался мучительным провалом, место которому где-нибудь на испанском кабельном.
Легко понять, что пошло не так. Фархади — прекрасный сценарист, но довольно прямолинейный режиссер. В последних работах он отполировал до блеска свою фирменную трехактную конструкцию: интригующая детективная завязка, слегка затянутая и перегруженная основная часть и напряженный финал, после которого невозможно было остаться равнодушным.
«Все знают» спотыкается где-то на середине, когда Фархади разбавляет поиски похищенной девушки двумя любовными треугольниками и семейными тайнами (о которых какой-нибудь герой, разумеется, скажет «об этом все знают»). Настоящей точкой невозврата становится «внезапный» сюжетный поворот прямиком из латиноамериканских сериалов 90-х. Его можно предугадать в первые 10 минут фильма, но мысль быстро исчезает, потому что не хочется даже думать о том, что режиссер может опуститься до такого. Как оказалось, еще как может — как раз этот твист вызвал волну смеха и недоумения на показах в Каннах. Конечно, спасти фильм мог финал, но даже здесь Фархади, особо не напрягаясь, обрубает картину на полуслове, оставляя зрителя в дураках.
Другой важной проблемой ленты стало место действия. Прошлые фильмы Фархади выстраивал вокруг мусульманского менталитета — например, детективная линия могла завершиться просьбой поклясться на Коране или завязаться на желании «вернуть честь». Маленькими трагедиями героев режиссер отлично иллюстрировал проблемы в родном для него иранском обществе. Даже «Секреты прошлого», снятые во Франции, успешно справлялись с этой задачей. По словам Пенелопы Крус, Асгар какое-то время жил в Испании и, видимо, так влюбился в страну, что непременно решил снять именно там эту универсальную историю. Однако, без традиционной трансляции «частное-общее» фильм не работает, поэтому с тем же успехом и без потерь, Фархади мог бы перенести действие на сочинские виноградники и получить «Золотого орла» или «Нику».