71-й Каннский кинофестиваль: «Магазинные воришки»

Manbiki kazoku / Магазинные воришки
Режиссер: Хирокадзу Корээда
В главных ролях: Кирин Кики, Рири Фрэнки, Сосукэ Икэмацу, Сакура Андо, Маю Мацуока

Возвращаясь холодным вечером из супермаркета с пакетом украденных продуктов, Осаму и его сын Шота натыкаются на маленькую замерзающую девочку. Они приводят ее домой, кормят, согревают и знакомят с остальными членами семьи: женой Осамы Нубоей, ее младшей сестрой и бабушкой, на чью пенсию семейство проживает.

Понимая, что между воровством чипсов и кражей людей есть существенная разница, Нубоя и Осаму решают найти родителей маленькой девочки, но сталкиваются с суровой реальностью: она нежеланный ребенок в обеспеченной, но абьюзивной семье. Несколько изменений с прической, другое имя — и вот в бедной, но счастливой семье Осамы пополнение. Однако полиция уже ищет пропавшую девочку и в любой момент может найти ее новую семью, скрывающую уйму неприятных секретов.

Японский режиссер Хирокадзу Корээда за последние 20 лет по праву получил титул «Ясудзиро Одзу XXI века», человека, который мастерски воспевает семейные ценности, снимая при этом фильмы о крахе традиционной японской семьи. Казалось бы, свой последний стопроцентный шедевр Корээда снял 10 лет назад, после чего выпускал солидные драмы (и даже один детектив), так и не переходя рубикон величия. Того же ждали от «Магазинных воришек», но получили щелчок по лбу и сборник хитов с пометкой The Best of Koreeda. Новый фильм режиссера объединяет лучшие темы прошлых работ: выживание маргинализированных групп в современной Японии («Никто не узнает»), обширную картину семейных отношений, их тонкостей и секретов («Пешком-пешком»), а также роль кровного родства в определении института семьи («Каков отец, таков и сын»).

shoplifters

На протяжении 2/3 фильма Корээда спокойно и без надрыва прогоняет зрителей по череде смешных, трогательных и очень грустных ситуаций, после которых проникаешься к каждому члену семьи. В этом весь гений Корээды — даже самую трагичную сцену режиссер снимает с минимальной эмоциональной вовлеченностью, потому что ему привычнее говорить шепотом, а не срываться на крик. То же самое касается счастливых для семьи сцен — Корээда не ставит на них акценты через музыкальное сопровождение или переход на крупный план с радостной реакцией. Он просто рассказывает историю, оставляя за зрителем право замечать какие-то жесты, взгляды и прикосновения героев.

2

По-настоящему потрясающим фильм делает последняя треть с ее неожиданным сюжетным поворотом, которая сбивает зрителя с ног. Кажется, любой другой режиссер предпочел бы закончить фильм на этом месте, оставив зрителя в дураках, или повысить градус морализаторства, дабы зритель ужаснулся тому, каких героев на самом деле он успел полюбить. Однако Корээда — гуманист с золотым сердцем, переворачивающий привычное представление о том, какой должна быть семья. В его вселенной любой человек заслуживает надежды на лучшее, даже если это вор, лжец или убийца.