«Близкие»: Нет и Нет

Мария Ремига,
«Близкие» — кино довольно неуютное, сделанное на разрыв аорты, недисциплинированное в худшем и лучшем смысле. Да, в нем есть какая-то энергия, спонтанность, подлинность эмоций, с другой стороны — этот поток никак не отредактирован, и принимать его на грудь без подготовки будет интересно далеко не всем.

Близкие
Режиссер: Ксения Зуева
В главных ролях: Елена Чекмазова, Андрей Стоянов, Надежда Иванова, Данил Можаев, Наталья Павленкова, Павел Табаков
Дата премьеры в РФ: 14 декабря

Екатерина (Елена Чекмазова) подрабатывает учителем музыки, растит непослушную дочь Анну (Надежда Иванова) и замкнутого сына Андрея (Данил Можаев), опекает стремительно теряющую здоровье мать и между всем этим еще умудряется находить время на ссоры с мужем (Андрей Стоянов). Ее любимый мужчина ведет двойную жизнь, от тяжелой обстановки в доме откровенно устал и попрекает жену тем, что она «даже детей нормально воспитать не смогла».

Аня тем временем вместо учебы и домашних дел носится по сомнительным компаниям, что впоследствии приводит ее к не менее сомнительной интрижке с главным «плохим парнем» на районе. Андрей выпивает, ссоры учащаются, обстановка накаляется, но в один прекрасный день все это становится неважно, потому что без следа исчезает бабушка.

Черным-черно, черным-черно, черным-черно — примерно так хочется описать полнометражный дебют выпускницы Щукинского училища Ксении Зуевой «Близкие». Из палитры фильма вытравлены все цвета, кроме серого и коричневого, количество человеческих страданий на квадратный метр превышает допустимые пределы, и, кажется, прорубить окно в свет не представляется возможным. Однако чем больше вязнешь в этом гудроне, тем больше понимаешь, что герои, при всей своей неприкаянности, неустроенности и обесточенности, сохранили внутри какое-то чувство, что-то вроде надежды.

Помогает ли это при просмотре? В общем-то, не особо: «Близкие» — кино довольно неуютное, сделанное на разрыв аорты, недисциплинированное в худшем и лучшем смысле. Да, в нем есть какая-то энергия, спонтанность, подлинность эмоций, с другой стороны — этот поток никак не отредактирован, и принимать его на грудь без подготовки будет интересно далеко не всем. И аргументом, что это, мол, фильм «не для всех», не отмахнешься, он как раз для всех, поскольку здесь на понятном языке рассказана очень доступная (хоть и горькая) история.

Как и многие заметные русские фильмы этого года, «Близкие» фиксируют распад структур, кризис семьи. Зуеву часто сравнивают с Германикой, что не совсем честно — при некой схожести почерков и отличном умении реконструировать неприглядную реальность, Ксения все же не включена в уравнение (в отличие от Валерии). Она над схваткой, она в первую очередь рассказывает историю и не чурается каких-то выводов и даже морали, пусть и спрятанных под плотными слоями темной грусти. В общем, как поется в одной песне — «в этих обносках с сырками из „Дикси“ я верю, все можно пофиксить».