Beat Film Festival 2019: «Beats»

Оля Смолина,

Beats / Рейв
Режиссер: Брайан Уэлш
Дата премьеры в РФ: 5 июня в рамках Beat Film Festival

Середина 90-х. Джонно (Кристиан Ортега) и Спаннер (Лорн Макдональд) — два закадычных друга, живущих в маленьком шотландском городке. Эпидемия рейва и безумных наркотических вечеринок, охватившая всю остальную часть Великобритании, ощущается здесь лишь как слабое эхо. Бит бьет, разве что, на подпольных радиостанциях, а попробовать симпатичные розовые таблетки можно только на закрытых тусовках, абсолютно нелегальных, конечно.

Джонно живет в относительно благополучной семье, состоящей из матери с синдромом гиперопеки и инфантильного отчима-карьериста. Спаннер вынужден делить крышу над головой с весьма недружелюбным старшим братом и его друзьями-маргиналами. Родители Джонно, как это часто бывает, всеми силами пытаются оградить его от общения со Спаннером, опасаясь дурного влияния.

Прежде чем их пути разойдутся навсегда, Джонно и Спаннер ударятся во все тяжкие и отправятся на тайную рейв-вечеринку, где впервые попробуют наркотики, нарвутся на бандитов, познакомятся с девушками и попадут под налет полиции.

«Beats» — фильм закрытия Beat Film Festival, поставленный режиссером «Черного зеркала» Брайаном Уэлшем и спродюсированный самим Стивеном Содербергом, работает сразу в двух направлениях. Это одновременно и ностальгический coming-of-age, снятый в черно-белых фильтрах, и ретроспективный инсайт в Шотландию конца XX века (любимый исторический период Дэнни Бойла).

Однако Уэлш, в отличие от Бойла, делает упор не на юмор и романтику, а пытается вывести свой фильм в жанровые рамки остросоциальной драмы, параллельно поднимая важные для Шотландии тех (да и этих) времен темы экономического кризиса и классовой войны. Особняком стоит принятие радикального Закона об уголовном правосудии и общественном порядке, который стал результатом мощного влияния консервативного политического движения, распространненого в те годы. Правительство по сути объявило музыку техно вне закона: проведение любых рейв-вечеринок было запрещено на официальном уровне.

2bc56578-76d9-416b-8962-1c6a1185f3f5
Фото / Beat Film Festival

Таким образом, небольшое ночное приключение двух лучших друзей — Джонно и Спаннера — это не просто выброс подростковых эмоций под влиянием цайтгайста. Это акт самовыражения в танце — гигантский поток нелегальных наркотических тусовок стал реакцией молодежи на те события, которые происходили в стране. Именно на сцене коллективного трипа Уэлш отказывается от монохрома, возвращая в кадр цвет — чуть темный и приглушенный, с галлюциногенными вкраплениями, словно со старой VHS-кассеты.

Подобно своим персонажам, режиссер пытается высказаться: его взгляд в прошлое родной страны лишен привычных для жанра сантиментов. Напротив, он пропитан беспросветной тоской. В первую очередь Уэлш, конечно, тоскует по безвременно ушедшему поколению и даже посвящает ему псевдодокументальную хронику в конце фильма.