Седьмого октября в Москве открылся 16-й фестиваль американского кино AMFEST. В этом году главный смотр американского кино в России впервые проходит в гибридном формате: фестивальные хиты из США можно будет увидеть в кинотеатрах и онлайн — на платформе COOL PLAY.
Даем свои традиционные скромные рекомендации по фильмам, которые нежелательно пропускать.
Расписание сеансов и билеты ищите здесь.
Strawberry mansion / Земляничный особняк
реж. Кентакер Одли, Альберт Бирни, в ролях: Кентакер Одли, Альберт Бирни, Рид Бирни, Пенни Фуллер, Грейс Гловицки, Линас Филлипс, Констанс Шульман
CoolConnections
Усач Джеймс Прембл (Кентакер Одли из «Рождество, опять») — скучный сборщик налогов из не менее скучного будущего, где взимают пошлины даже за сны. Его новая клиентка, чудаковатая старушка, которая записывает все свои грезы на кассеты, а не, как положено, на гигантский планшет, невольно вынуждает клерка задержаться у нее в домике. Для того, чтобы обработать сотни километров пленки, Джеймсу необходимо потратить на расшифровку несколько бессонных рабочих недель. И чем чаще Прембл погружается в сны дамы, тем больше он проникается ее безумными фантазиями.
«Земляничный особняк» можно сравнить с десятком, а то и сотней культурных явлений (от фильмов Терри Гиллиама и ностальгических треков Ариэля Пинка до сознательно аляпистых клипов King Gizzard & The Lizard Wizard или Скотта Лавина), но, хоть убейте, не хочется. Фильм Кентакера Одли и Альберта Бирни смотрит куда-то назад, в прошлое аналогового искусства, но сам по себе нисколько не отстает от трендов (а чаще и вовсе их перегоняет). Дистиллированная новая искренность во всей красе — на глазах зрителей обрывки кассетной пленки склеиваются в настолько нежное и одновременно печальное кино об ушедшей эпохе, что неоригинальность метода ловко оттеняется выдающейся авторской простотой и чистосердечностью. Вы все это уже видели и слышали, но, поверьте, в такой очаровательный сновидческий мир никто еще никогда не попадал.
Языковые уроки / Language Lessons
Berlinale Special, реж. Натали Моралес, в ролях: Натали Моралес, Марк Дюпласс, ДеШон Терри
Assholeswatchingmovies
Трогательная зум-драма о том, как богатый белый мужчина (его играет Марк Дюпласс) учит испанский по видеосвязи с девушкой из Коста-Рики (Натали Моралес, это ее режиссерский полнометражный дебют). У него умирает муж (то, как ненавязчиво тут квир вписан в норму, без экзотизации и экзальтации, заслуживает отдельной похвалы) и отношения с преподавательницей перерастают в дружеские — однако у барышни своих проблем хватает.
Фильм удобно прикидывается милой безделицей, но в ближе к финалу Моралес и Дюпласс, на пару написавшие сценарий, изящно разворачивают не только тему привилегий (без заламывания рук: да, комплекс вины, но его можно конвертировать во что-то хорошее), но и платонической любви, которую довольно редко поднимают в кино даже в наше время, где концепция важности сексуальной связи для отношений постоянно оспаривается. Немного здесь напрягает излишне сиропная музыка, но в целом это прекрасный фильм о смерти, эмпатии и прочих важных чувствах, который глубже, чем кажется, — главное, дать ему шанс и время расцвести.
Nine days / Девять дней
реж. Эдсон Ода, в ролях: Уинстон Дьюк, Зази Битц, Бенедикт Вонг, Тони Хейл, Билл Скарсгард, Дэвид Рисдаль, Арианна Ортиз
CoolConnections
Уилл (Уинстон Дьюк) живет в небольшом доме посреди бескрайней пустоши. Раз в день, в строго отведенное время, к нему на «собеседование» приходят люди, вполне обычные, чтобы ответить на один вопрос-дилемму, у которого «нет правильного ответа». Вне зависимости от итогов беседы все «подписывают» негласный контракт и остаются в доме на девять дней (максимум) «испытательного срока», в любой из которых могут быть «уволены».
В их обязанности входит просто быть собой и иногда отвечать на странные вопросы Уилла. В случае «прохождения миссии» они получают благословение на жизнь в бренном теле на Земле. Дело в том, что Уилл — лишь внематериальный селекционер, а его домик — лимб для только появившихся на свет душ. Да и Бог — не Тимошка, он очень даже в курсе того, что творится в этих краях.
«Девять дней» — это кино о страхе забыть, что значит жить или, если угодно, о страхе никогда этого так и не узнать. Не сваливаясь в банальную патетику, режиссеру удалось (что любопытно, через имитацию) напомнить об опьяняющем ощущении уникальности человеческой жизни, ее хрупкости, ценности каждого момента. Финальная фильма — без шуток, одна из самых пронзительных сцен прошлого года. Если вам она покажется чуждой, задумайтесь, может вы никогда и не жили вовсе.
Читайте подробнее в нашей рецензии.
The Year of the Everlasting Storm / Год вечной бури
реж. Джафар Панахи, Энтони Чен, Малик Витал, Лора Пойтрас, Доминга Сотомайор, Дэвид Лоури, Апичатпонг Вирасетакул, в ролях: Чжан Юй, Чжоу Дунъюй, Йай Йай Бобби Джонс, Катарина Мачовски
BFI
Cборник из семи короткометражек о жизни в эпоху ковида, снятых семью известными режиссерами в пяти разных странах (Иран, Китай, США, Чили и Таиланд). Фильмы разнообразны по своей форме — документальные, художественные, гибридные и не поддающиеся классификации — а также по тону, тематике, стилю и, что немаловажно, по оригинальности и вдохновению.
Даже самый заурядный достоин просмотра, а лучшие из них (как, например, часть Джафара Панахи, режиссера, который давно находится в изоляции и без всякой пандемии — с 2010 года он живет под домашним арестом в Тегеране по политическим обвинениям), несмотря на лаконичный формат, легко можно назвать одними из самых сильных фильмов года.
The Letter Room / Комната писем
реж. Эльвира Линд, в ролях: Оскар Айзек, Алиа Шокат, Брайан Питсос, Тони Гиллан
IndieWire
Сердобольный работник тюрьмы (Оскар Айзек) очень бережно относится к заключенным, обсуждает с ними книги и сражает дружелюбием даже самых отъявленных преступников. За усердие его повышают — правда, не совсем ожидаемым образом: назначают цензором писем, которые друг другу шлют арестанты и их знакомые на воле. Одна из переписок цепляет его сильнее остальных. В основном, тем, что свободная девушка в них поэтично признается в любви арестанту-смертнику, который совсем не отвечает ей. Герой решает несколько превысить полномочия и поехать к ней, чтобы хоть как-то помочь.
«Комната писем» — получасовая короткометражка, которая в прошлом году даже номинировалась на «Оскар» (правда, безуспешно). Оскар Айзек сам спродюсировал картину и сыграл в ней главную роль, явно увидев актерский потенциал в нежном образе тюремщика, изо всех сил пытающегося помочь тем, к кому легко мог бы быть жесток. В первую очередь фильм — именно впечатляющий бенефис Айзека, в последние годы все чаще доказывающего свое недюжинное мастерство. И уже потом — неожиданно легковесная (для такой-то темы) трагикомедия о личных границах и обезоруживающей человеческой доброте.