Amfest-2017: «Американская Вальгалла»

Мария Ремига,
«Американская Вальгалла» во многом рассказывает о победе света над тьмой, о долгой счастливой жизни каждому из нас. «Персонажи» фильма столько раз плавали в шторм, что не боятся, кажется, ничего, но в кадре они смущаются, смеются и постоянно выпадают из своего величия, теряют эпический размах. Дистанция между камерой и героями — минимальна, к финалу она и вовсе сокращается настолько, что хочется отвести взгляд: слишком личное.

American Valhalla / Американская Вальгалла
Режиссер: Андреас Нойманн, Джош Хомм
В главных ролях: Джош Хомм, Игги Поп, Энтони Бурден, Мэтт Хелдерс
Дата премьеры в РФ: 10 октября

Не каждому из нас может придти смс-ка от Игги Попа, но Джошу Хомму, лидеру американской рок-группы Queens of the Stone Age, повезло. Весной 2015-го года он получил сообщение от патриарха панк-рока с предложением поработать вместе над альбомом. Поскольку отказаться от такого мог только клинический сумасшедший, вскоре Джош отправился в студию, прихватив с собой музыканта Дина Фертита (QOTSA, The Dead Weather).

В процессе сборки состава к команде прибавился барабанщик Arctic Monkeys Мэтт Хелдерс (Хомм, если кто забыл, продюсировал третий альбом AM Humbug) и пошло-поехало: сначала появились первые демо, потом они начали обрастать жиром студийного звука, позже начались разговоры о совместном туре и, как следствие, бесконечные репетиции.

За эти два года произошло многое: умер Дэвид Боуи, произошел теракт в концертном зале «Батаклан» во время выступления рок-группы Eagles of Death Metal, ведомой Хоммом, Дональд Трамп стал президентом. Post Pop Depression как губка впитывал в себя всю тревогу мира и оказался идеальным альбомом момента, красивым и мудрым рассказом о жизни, которую мы потеряли. При этом слово «депрессия» в нем воспринимается скорее как вызов, а не мрачная констатация факта, поскольку не в природе Игги мириться с существующим порядком вещей. Депрессия — это не финиш, а неуютная автобусная остановка, с которой надо уезжать. Например, в Парагвай.

«Американская Вальгалла» тоже во многом рассказывает о победе света над тьмой, о долгой счастливой жизни каждому из нас. «Персонажи» фильма столько раз плавали в шторм, что не боятся, кажется, ничего, но в кадре они смущаются, смеются и постоянно выпадают из своего величия, теряют эпический размах. Дистанция между камерой и героями — минимальна, к финалу она и вовсе сокращается настолько, что хочется отвести взгляд: слишком личное. На моменте разговора о смерти Боуи она натурально начинает моргать, как будто оператор не в состоянии подобрать ракурс к этой части истории — так же, как не в состоянии подобрать слова Игги и Джош.

А что же, собственно, музыка? Да все в порядке: картина аккуратно (порой даже слишком) ведет зрителя из пункта А в пункт B, показывая обрывки долгих сессий в культовой студии Rancho De La Luna, трогательное волнение в гримерке и прочие обязательные эпизоды. Хомм и Поп ласково подкалывают друг друга, Джош, как продюсер, гордо сравнивается с доктором, который знает, «где что не так». Хелдерс на общем фоне откровенно теряется, но поди попробуй на таком фоне не потеряйся. Самая смешная деталь — упоминание о коллекции стульев Игги, которые хозяин называет не иначе как part of my ass. Хотелось бы, конечно, отдельный фильм и про это тоже.





То, что должно было стать рефлексией, стало историей успеха — альбом неожиданно выстрелил и повлек за собой серию успешных выступлений, кульминацией которых стал аншлаговый концерт в лондонском Royal Albert Hall. Из-за этого противостояния токов картина все время сбивается с тона производственного кино и превращается в интимный дневник, полный страхов, сомнений и восторгов. И если в другом заметном фильме про Игги этого года, Gimme Danger Джима Джармуша, энергия бьет фонтаном прямо из монтажных склеек, то тут ее нужно вытаскивать из-под строк. Здесь нет уверенности в завтрашнем дне, но есть пресловутое «здесь и сейчас», то, за что мы всегда любили Игги и что к нему с Post Pop Depression в какой-то мере вернулось. Нойманн и Хомм не стали выбирать между хроникой одного триумфа и песней о преодолении боли, потому что счастье слишком часто идет рука об руку с потерей, и в этом плане «Американская Вальгалла» — максимально честный фильм.