«Тихое место»: Великое молчание

Мария Ремига,

A Quiet Place / Тихое место
Режиссер: Джон Красински
В главных ролях: Эмили Блант, Джон Красински, Милли Симмондс, Ноа Джуп
Дата премьеры в РФ: 12 апреля

В недалеком будущем население Земли справедливо выкашивает инопланетная нечисть, абсолютно слепая, зато с отличным слухом. Семья Эвелин (Эмили Блант) и Ли (Джон Красински) Эботтов входит в трагически короткий список выживших, и, дабы не покидать его, ведет себя максимально тихо. В кодекс ежедневных правил входит отказ от обуви, внимание к ветхим половицам и язык жестов в качестве главного инструмента общения.

Соблюдение регламента осложняется тем, что в семье три маленьких ребенка: Риган (Милли Симмондс), Маркус (Ноа Джуп) и Бо (Кейд Вудворд), а дети, как известно, большие любители пошуметь, желательно еще и со световыми спецэффектами. Именно любовь к игрушкам, которые делают пиу-пиу и быщ-быщ, в один ужасный день губит малыша Бо — одно неловкое движение, и вот уже на звук прискакивает огромная неприятная тварь. Более-менее оправившись от горя, Эботты продолжают искать способы выживания, попутно готовясь к большому и потенциально опасному событию — Эвелин должна вот-вот родить, и вряд ли младенец встретит этот мир минутой молчания.

Дебютировав в жанре хоррора, Джон Красински, актер умеренных амбиций и муж своей жены, неожиданно сорвал джекпот в виде 100% на Rotten Tomatoes и кассового успеха (по старой доброй хоррор-традиции фильм уже собрал пару-тройку своих бюджетов). От чего восторг, в общем, понятно: «Тихое место» чисто технически выполнен почти безупречно, со скидкой на то, что режиссер на этих просторах резвится в первый раз. Соотношение звук-тишина близится к идеальному. Блант из всего актерского арсенала использует в основном брови, но внутренний надлом считывается моментально. Милли Симмондс — в президенты. Монстры реально противные и всем своим видом отсылают нас к фильму «Дрожь земли», к которому «Тихое место» скромно метит в родственники.

a-quiet-place

Социальный комментарий при желании тоже можно увидеть, по крайней мере, любителям апокалипсиса нау будет что напридумывать себе под гулкое безмолвие. Хотя в семейную драму Красински нырять явно интереснее, чем играть в поддавки с условным Джорданом Пилом: в особо пасторальные моменты фильм превращается в хоррор-ремейк «Древа жизни» минус динозавры, плюс саспенс. Разговоры здесь казнены, потому что иначе не выжить, однако фильм прямолинейно показывает, что в отношениях такой подход хуже смерти. И когда тебя сжирает огромное чудище, важно успеть сообщить ближнему своему: я тебя люблю, жаль, нельзя сказать короче.

image3.1520777936

«Тихое место» держит зрителя так крепко, работает на таком градусе напряжения, что хочется ослепиться и соорудить ему небольшой пьедестал. Но как только дыхательная функция после очередного удачного скримера возвращается в норму (фильм действительно страшный — этого не отнять), понимаешь, что есть в нем что-то бесконечно классическое, что там, под ногами, крепкий фундамент из базовых вещей, и никакие границы никакого жанра никто, в общем-то, двигать всерьез не собирался. Сразу начинает бросаться в глаза все, на чем Красински споткнулся: богатая фоновая музыка, чуть не угробившая натянутую как струна атмосферу, слегка высперенные диалоги, выкачивающие воздух из задумки (сделай Джон ленту полностью без звука — вот это был бы ход), желание обязательно четко очертить и объяснить мир внутри картины. Но без мелких недостатков любой по-настоящему пробирающий фильм — не фильм, и хочется верить, что «Тихое место» с нами надолго останется.