Женщины ХХ века / 20th Century Women
Режиссер: Майк Миллс
В главных ролях: Эль Фаннинг, Аннетт Бенинг, Лукас Джейд Зуманн, Грета Гервиг, Билли Крудап, Джон Биллингсли
Санта-Барбара, 1979 год. Доротея Филдс – мать-одиночка с весьма либеральными взглядами на воспитание. Её единственному сыну Джейми исполнилось 15, и, несмотря на замечательные отношения, Доротея переживает, что чем старше он становится, тем меньше она его понимает. К тому же, в жизни Джейми нет сильной мужской фигуры кроме соседа-механика по имени Уиллиам, с которым у них напрочь отсутствуют общие темы для разговора. Доротея поделилась своими переживаниями с молодой соседкой – фотографом Эбби (Гервиг) – и лучшей подругой Джейми (Фаннинг), после чего девушки решили принять активное участие в опеке над Джейми.
Несмотря на громкое название, фильм в большей степени рассказывает не столько о женщинах, сколько о мужчинах, а если быть ещё точнее, то о влиянии женщины (матери/первой любви) на становление их характера. Режиссёр исследует тему того, как в мальчике начинают зарождаться мужские качества, насколько понятие «настоящий мужчина» изменилось с 70-х годов и изменилось ли оно вообще. Доротея задается вопросом «нужен ли мужчина для того, чтобы вырастить мужчину», ответ из уст Эбби звучит твердо, но неубедительно, зато с развитием сюжета он доносится до зрителя во всей полноте. Сентиментальный заряд, который использовал режиссёр, бьёт в самое сердце, не оставляя путей к отступлению. Можно сказать, что Миллс стал основателем нового метода акупунктурной режиссуры, потому что он точно знает, на какие точки давить, чтобы заставить зрителя исчерпать годовой запас платочков kleenex за два часа. Искусно вкрученные в сюжет ностальгические отсылки к главным историческим событиям того времени (от популяризации панк-рока до речи президента Картера) вызывают неконтролируемый трепет в душе, а музыкальное сопровождение только добавляет масла в огонь.
Персонаж Доротеи режиссёр списал со своей матери, пытаясь восстановить в голове и перенести на экран её образ. Джули (Фаннинг) вдохновлена подругой Миллса, с которой они вместе ходили на сеансы групповой терапии, а потом долго обсуждали пройденное, сидя в его комнате. Прописывать героя, опираясь на личный опыт, – приём вообще беспроигрышный, каждый из персонажей будто имеет жизнь за пределами фильма.
Аннетт Бенинг исполнила одну из лучших ролей за свою карьеру, на протяжении всего фильма от нее невозможно оторвать глаз. Попадания в образы тут точнейшие: Эль Фаннинг по-новому раскрыла свой драматический потенциал, даже Грета Гервиг наконец перестала играть «милую Френсис» - звёзды действительно сошлись, как надо.
«Женщины ХХ века» кажутся логическим продолжением предыдущей работы режиссёра «Начинающие», сюжет которой был больше сконцентрирован на взаимоотношениях отца и сына, сейчас же фокус сместился на отношениях ребенка с его матерью. Новый фильм вышел еще более личным, искренним и трогательным, можно смело сказать, что это лучшая картина режиссёра на сегодняшний день.
Катерина Карслиди