Осенью в российский прокат вышло сразу два фильма про зомби, достойных внимания —
«Zомбилэнд: Контрольный выстрел» и «Маленькие чудовища». Первый — сиквел успешной комедии про дружбу на фоне апокалипсиса, второй — маленький симпатичный фильм о кровавом воспитании крошек. 2019-й вообще оказался довольно богат на зомби, поэтому мы вспомнили еще несколько фильмов подобной тематики за этот год.
Zомбилэнд: Контрольный выстрел / Zombieland: Double Tap
dir. Ruben Fleischer
Фото / Vox
За десять лет, что мы сидели без веселой команды имени Таллахасси, изменилось многое, в том числе и в жизнях виновников торжества. Режиссер Рубен Флейшер снял «Венома» и сделал прекрасную кассу (вопреки более чем сдержанной критике), Эмма Стоун получила «Оскар», Джесси Айзенберг стал частью мира DC и сыграл несколько замечательных ролей в инди-кино (особенно рекомендуем недавнее «Искусство самообороны»), Вуди Харрельсон тоже не скучал. Честно говоря, особой необходимости в сиквеле не было, и продолжение явно не собирается поразить зрителя сногсшибательными открытями в жанре: это все тот же старый добрый Zомбилэнд, только выше, сильнее, смешнее.
К основному составу прибавились Зои Дойч, Розарио Доусон и Люк Уилсон. Главное: Билл Мюррей появляется в очередном ударном камео. Второе по важности: в фильме очень крутая сцена после титров.
Маленькие чудовища / Little Monsters
dir. Abe Forsythe
Фото / Entertainment.ie
Кидалт Дейв, который днями напролет играет на гитаре, курит дурь и ссорится с девушкой, после очередного скандала все-таки оказывается холостяком поневоле. Но долго страдать ему не приходится: на горизонте появляется симпатичная учительница племянника, и вот он, дабы покорить сердце красавицы, отправляется на экскурсию вместе с ее классом. Романтическому плану Дейва мешают совершенно неромантические обстоятельства — армия голодных зомби, оккупировавших детский парк.
«Маленькие чудовища» выделяются на фоне последних зомби-муви своей ироничностью. Это одна из самых смешных хоррор-комедий года, которая не стесняется говорить о простых вещах (например, об отцовстве и ответственности) легким, практически детским языком.
Мертвые не умирают / The Dead Don't Die
dir. Jim Jarmusch
Фото / Variety
Однажды в маленьком американском городке Сентервилль начинают происходить странные вещи: солнце не заходит, потом, наоборот, начинает заходить слишком быстро; все животные убегают, а по радио бесконечно крутится песня американского кантри-исполнителя Стерджила Симпсона The Dead Don't Die.
Виной всему — глобальное изменение климата: из-за него все усопшие восстали из мертвых и вторглись в мир живых. На защиту жителей города встают шериф Клифф Робертсон (Билл Мюррей) и его молодой напарник Рональд Питерсон (Адам Драйвер). Вместе с владелицей похоронного бюро Зельдой (Тильда Суинтон), фермером в бейсболке с надписью Make America White Again (Стив Бушеми) и остальными жителями они решают остановить зомби-апокалипсис всеми возможными способами.
Открыв 72-й Каннский кинофестиваль, фильм наделал много шуму: одни, смахивая слезу умиления, радовались, что Джим славно повеселился, собрав вокруг себя друзей и устроив соместную зомби-вечеринку, другие, наоборот, сетовали, что режиссер исписался и не может предложить больше ничего нового.
Подробнее читайте в нашей рецензии
Ребенок Зомби / Zombi Child
dir. Bertrand Bonello
Фото / THR
Тема зомби так прочно впаяна в мировую поп-культуру, что сказать по ней что-то новое или хотя бы интересное чрезвычайно трудно. Французский режиссер Бертран Бонелло («Ноктюрама») предлагает обратиться к корням: в «Ребенке зомби» он вспоминает о магической практике вуду, зародившейся на островах Карибского бассейна. Если тот же Джармуш издевается над стандартным изображением зомби в кино, то Бонелло пытается вернуть термину глубокий смысл, его мистическое значение.
В фильме сталкиваются сразу нескольких временных пластов. Пожилой гаитянин Нарцисс Клэрвиусс становится жертвой магии вуду, которая превращает его в зомби. Через много-много лет его внучка, Мелисса, станет единственной чернокожей девушкой в элитной школе-пансионе для детей из семей, отмеченных высшей французской государственной наградой — орденом Почетного легиона. Однажды она попадет на посиделки при свечах к Фанни, где девочки будут делать друг другу макияж и делиться секретами.
Нарцисс Клэрвиусс в некотором роде легенда зомби-культуры: бокор (гаитянский колдун-вуду) выкопал его тело из могилы, забрал, напоил зельем и отправил на сахарные плантации в качестве раба. Позже мужчина смог освободиться и вспомнить, как врачи объявили его мертвым, а близкие похоронили заживо. Бонелло не первый, кто обращается к этой фигуре в кино: по мотивам этой загадочной истории Уэс Крейвен снял фильм «Змея и радуга».
Анна и апокалипсис / Anna and the Apocalypse
dir. John McPhail
Фото / Кадр из фильма
Формально фильм был выпущен еще в 2017-м, но широкой публике стал доступен только в этом году (появился в интернете то бишь). «Анна и апокалипсис» выросла из перспективной короткометражки, автор которой, к сожалению, умер. Сюжет стандартный: в канун Рождества в среднестатистической школе заводятся полчища зомби, и команде из архетипов (ботаник, лесбиянка, красавчик-плохиш и так далее) нужно выжить.
Жанр мюзикла к зомби обращается редко и фильм МакПайла доказывает, что зря, особенно если к делу подключить подростков. Особенно, если песни сочинить хорошие. И зомби убивать добросовестно. В принципе, картина состоит в основном из танцевальных номеров и в меру увлекательного рубилова, но разве нам нужно что-то еще? Тем более в зимние праздники.
Kamera o tomeru na! / Зомби одним планом!
dir. Shinichiro Ueda
Фото / Кадр из фильма
Еще один фильм, который два года добирался до сети (зато в 2018-м его можно было увидеть на большом экране в Москве и Санкт-Петербурге на 52-м японском фестивале). Дебютант Синъитиро Уэда не ищет новых смыслов (в какой-то степени он вообще лишает зомби-тему какого-то острого звучания), зато старается удивить визуально: история о съемках телешоу про живых мертвецов начинается с «итогового» фильма, снятого одним планом. Затем следует мощный флэшбэк, где показывают сам процесс съемки — местами это смотрится затянуто, но финал оборачивается торжеством зомби-юмора, довольно бодрого.