«Миллион мелких осколков» и еще 6 фильмов про наркозависимость

Кира Голубева,

30-го января в российский прокат вышел новый фильм Сэм Тейлор-Джонсон «Миллион мелких осколков» — драма про искалеченного судьбой молодого писателя, которому предстоит пройти нелегкий путь излечения от наркозависимости, переосмыслить свою жизнь и выдержать все испытания, где малейшая ошибка может стать роковой.

Сэм Тейлор-Джонсон, сама пройдя испытание «50-ю оттенками серого» (не героин, конечно, но тоже тяжеловато) снова работает со своим мужем, актером Аароном Тейлором-Джонсоном, которого она когда-то открыла всему миру, сняв в драме «Стать Джоном Ленноном». Семейный подряд в целом не подкачал, хотя это в какой-то степени фильм, который мы уже много раз видели: надрыв, борьба за чистое сознание и традиционные мотивирующие диалоги. Впрочем, следить за тем, какие успехи делает Аарон как драматический актер, по-прежнему любопытно.

По случаю вспоминаем еще несколько интересных картин, где главные герои пытаются реабилитироваться и вырваться из ловушки наркотиков.


Oslo, 31. august / Осло, 31-го августа
реж. Йоаким Триер

oslo_31._august
Variety

На звание самого депрессивного фильма о наркозависимых, как ни странно, должна претендовать картина, которая избегает типичных образов и тропов, связанных с темой: никаких передозов, ссор с родителями, клипового монтажа с увеличивающимся зрачком и закадровых монологов о желании стать лучше. «Осло, 31 августа» — хронотопически точное название фильма, посвященного Андресу, который в последний день лета отправляется из провинциальной реабилитационной клиники на собеседование. Однако в ответственный момент, испугавшись пункта о наркозависимости в резюме, меняет планы и отправляется в решающую для него одиссею по ночному городу и собственной памяти.

В отличие от француза Луи Малля, который экранизировал тот же роман Пьера Дре Ла Рошелля, но на 50 лет раньше («Затухающий огонек»), датчанин Йоаким Триер работает с адаптацией истории по-писательски щедро, наделяя ее множеством важных литературных мелочей, при этом превращая героя в практически ненадежного рассказчика. Полноценное мнение о нем складывается лишь под конец фильма, когда тернистый путь приведет Андреса к кровати его детской комнаты с твердым пониманием того, что ему уже не вернуться в мир, который никогда не делает скидки для тех, кому пришлось взять паузу, чтобы побороть зависимость.


T2 Trainspotting / Т2 Трейнспоттинг
реж. Дэнни Бойл

745c5929-d839-41cc-af93-694f614e53c5
Variety

Марк Рентон возвращается в Эдинбург из Амстердама, Кочерыжка так и не слез с иглы, Саймон «Кайфолом» Уильямсон стал мелким вымогателем. Вновь повстречавшись, они начинают купаться в волнах ностальгии и помогают друг другу выкарабкаться из тяжких условий, в которых оказались. Все бы ничего, вот только Фрэнсис Бегби, мотающий срок в местной тюрьме, решает выбраться на волю.

Это не те же персонажи, которых мы видели прежде, ждущие своего часа в криокамере — это побитые жизнью постаревшие мужчины, винящие друг друга в своих неудачах. Даже когда фильм приводит нас в знакомые места, это каждый раз болезненно, буквально как лишний взгляд бывшего наркомана на шприц, вату и ложку. И сценарист Джон Ходж рассказывает историю именно трансформации, не просто вытаскивая старых наркоманов на свет божий, но создавая их заново в дивном новом мире современности. В этом, пожалуй, состоит главная удача: на Рентона, Кайфолома, Кочерыжку и Бегби действительно интересно смотреть, и их истории находят отклик. В особенности если вы знали этих людей раньше.

Подробнее читайте в нашей рецензии.


Stuart: A Life Backwards / Жизнь задом наперед
реж. Дэвид Эттвуд

2614105-1
THR

Экранизация биографии Стюарта Шортера, бездомного алкоголика и наркомана, который выступал против действий полиции в отношении людей, живущих на улице.

История про жестокость всей социальной системы и ее отчуждение. Насилие порождает насилие, которое как снежный ком притягивает к себе другие разрушительные вещи: от одиночества в толпе до героиновой зависимости. Одна из лучших ролей Тома Харди, чей герой потерял самоидентификацию после встречи со своими внутренними демонами, оставшись при этом человеком, достойным светлого будущего.


Krisha / Криша
реж. Трей Эдвард Шульц

13FILMFAMILY-articleLarge
The New York Times

Полнометражный дебют одного из самых перспективных американских инди-режиссеров Эдварда Шульца вырос из одноименной короткометражки. Психологическая драма о женщине в летах, которая возвращается к родным после долгой и (судя по всему) мучительной борьбе с зависимостью, в какой-то момент практически мутирует в фильм ужасов — напряжение между «добропорядочными» людьми и надломленным человеком достигает небывалого накала. Думается, неслучайно свой следующий фильм, «Оно приходит ночью», Шульц снял именно в жанре хоррора.

Режиссер в свое время был интерном на съемках нескольких фильмов Терренса Малика и, конечно же, кое-что впитал от своего учителя (в «Крише» это особенно заметно ближе к концу, когда специфический невроз главной героини эволюционирует в полноценную истерику). Камерная история постепенно приобретает размах большой трагедии, при это снято все так, что свет все равно бьет навылет. В картине сыграли родственники режиссера, а сам Шульц исполнил эпизодическую (но довольно важную для сюжета) роль. И, конечно, наша радость была бы неполной, если бы в свое время фильм не подхватила студия А24 (последнюю на данный момент работу Шульца «Волны» выпустила она же).


Rachel Getting Married / Рэйчел выходит замуж
реж. Джонатан Демме

rachel-getting-married-2008
lamovieboeuf

Наркоманка Ким ненадолго выходит из рехаба, дабы посветить своим уставшим лицом на свадьбе сестры. Ввиду специфического стиля жизни, ее отношения с семьей далеки от идеальных: отец объяснимо не доверяет девушке и ждет от нее новых свершений в области падения на дно, а сестру жутко бесит, что все вокруг носятся с ее душевным состоянием. Ким же старательно ходит на собрания анонимных наркоманов, все время перед всеми извиняется, однако некрепко сидящая на голове крыша так и норовит поехать окончательно и сорвать людям праздник.

«Рэйчел выходит замуж» — представитель прекрасного жанра «невроз на празднике», в котором особенно отличились некоторые датские кинематографисты. В центре повествования — нескладная, с полчищем тараканов в башке наркоманка Ким, которой, по закону жанра, положено обладать богатым внутренним миром и всячески противопоставлять себя скучному царству обывателей.

Однако, вопреки базовому раскладу, Ким, скорее, искренне пытается в эту «обычную» жизнь влиться — снова стать полноправном членом семьи и участвовать во всех этих нелепых ритуалах, вроде выбора платьев для подружек невесты. Но в этой вселенной люди говорят на другом языке, и сколько Ким не бьется, она не может его освоить: каждое движение задевает какой-то болезненный нерв, каждый шаг приводит лишь к тому, что она снова наступает на чью-то старую мозоль. Прошлое то и дело бьет девушку по затылку, но самое главное, Ким никак не может привыкнуть к тому, что реальность — это не то, что проиcходит в ее голове.

Подробнее о фильме читайте в нашем тексте.


Beautiful Boy / Красивый мальчик
реж. Феликс ван Грунинген

Beautiful-Boy-Movie-Like-Book
Рopsugar

Дэвид Шефф (Стив Карелл) с переменным успехом спасает своего сына Ника (Тимоти Шаламе) от наркотической зависимости. Несмотря на все усилия близких, парень упорно идет на дно: курсы реабилитации не дают заметного эффекта, а поступление в престижный колледж оборачивается катастрофой. В попытке разобраться, что же он сделал не так, Шефф обращается к прошлому, перебирая в памяти самые важные моменты в отношениях с подрастающим сыном.

«Красивый мальчик» похож на старый альбом с фотографиями: он полон сантиментов и полузабытых воспоминаний, каждое из которых по-своему помогает реконструировать картину отношений Дэвида и Ника. Режиссер проводит подробную экскурсию по внутреннему миру родителя, переживающего личную драму, оставляя при этом мотивацию и мысли сына за кадром.

Подробнее читайте в нашей рецензии.