7 нетривиальных фильмов про космос

12 апреля — День космонавтики, красивый праздник. Для тех, кто Кубрика посмотрел и Нолана пересмотрел, вспомнили семь чуть менее очевидных фильмов про дальние миры.

Для любителей категории Б — наша архивная безумная подборка по теме.


К звездам / Ad Astra
реж. Джеймс Грэй

IMG_5266

В плане развития ранних мотивов и образов «К звездам» можно считать самым откровенным и мрачным фильмом Грэя. В будущем незачем искать Эльдорадо: технологический прогресс зашел настолько далеко, что любой желающий может отправиться на Луну, оккупированную лавками с сувенирами и прочим земным энтертейнментом, а база на Марсе стала всего лишь перевалочным пунктом для больших межпланетных путешествий. Великая мечта о поиске других форм жизни с треском провалилась, открывшиеся возможности в науке, как вещал классик, дали изобилие, но оставили людей в нужде. Наступил век тотального одиночества, романтизм Грэя задохнулся в космическом вакууме. Но могло ли быть иначе?

Рой Макбрайд — еще одна грэевская жертва обстоятельств. Он не только не знает, куда двигаться и к чему стремиться, но и в какой-то момент понимает, что всю свою жизнь бессознательно шел к ложному дому и ложной любви, желая во всем угодить отцу. Проблема отношений с родителями здесь обретает терапевтический характер: весь фильм как погружение в больное сознание Роя, а его многочисленные закадровые монологи — откровения перед зрителем а-ля сеансы перед психотерапевтом. Обычно ощущения героев Грэя выражались через детали или сдержанные диалоги, но как еще рассказать о своей боли, если вокруг лишь бескрайний космос, в котором, в отличие от маленьких нью-йоркских районов (любимых локациях автора) никто не услышит твой крик.

Подробнее читайте в нашей рецензии.


В космосе чувств не бывает / I rymden finns inga känslor
реж. Андреас Еманн

IMG_5255

У 18-летнего Саймона — синдром Аспергера, он живет вместе со своим братом Сэмом и его девушкой Фридой. Когда Фрида решает уйти, тщательно спланированная жизнь подростка нарушается и он пытается ее наладить. В этом ему помогают астрономия, физика и математика, потому что в мире науки существуют законы и формулы, которые всегда гарантируют стабильность. Стоит хоть ненадолго хаосу ворваться в его идеальную вселенную, он прячется в самодельную космическую капсулу, которая служит для него не просто безопасным пространством, это настоящий корабль, парящий где-то далеко на орбите. В нем Саймон находит покой и не боится быть непонятым.

Мы познаем мир с точки зрения непохожего на нас в чем-то человека, где рутина и структурированность являются ключевыми вещами в его повседневной жизни. Возможно, космос — не то, чем кажется, может быть, это и есть мир, в котором мы живем. И в нем очень важно поднимать вопросы социальной адаптации, толерантности и говорить о своих чувствах, чтобы люди не боялись покидать свои космические корабли и доверяли друг другу.

Иногда плохое ведет нас к хорошему. Возможно, нужно обладать особым типом мышления, чтобы постичь это? Возможно, вам нужен синдром Аспергера. И, может быть, все-таки есть чувства в космосе?


Живое / Life
реж. Даниэль Эспиноса

IMG_5259

Группа исследователей с МКС готовится получить образцы марсианских пород. В ходе анализа выясняется, что среди них находится одноклеточное существо. Космонавты шокированы, люди, наблюдающие за процессом с Земли, — тем более, и уже придумывают имя новому созданию. Сначала Кэлвин (у сценаристов «Zомбилэнда» Риза и Верника юмор, как известно, черный, поэтому людишки делают инопланетянина тезкой американского президента Кэлвина Кулиджа) не проявляет никаких признаков агрессии и спокойно сидит в своем стеклянном боксе. Но межпланетные связи редко заканчиваются удачей: через несколько минут он убьет одного из членов команды и вырвется наружу, чтобы забрать других.

«Живое» вряд ли можно назвать этапным фильмом хотя бы для хоррора. Набор героев-масок и классический сюжет о космическом чудовище, попавшем на борт, в глазах зрителей делают из него скорее заурядного представителя жанра. В то же время для инопланетных ужастиков в работе Даниэля Эспиносы проявляются тенденции, по которым фанаты давно соскучились: камерность дешевых хорроров здесь соседствует с голливудской зрелищностью, настоящим блокбастерным масштабом. В герметичном пространстве космического корабля действия больше, чем в многобюджетных боевиках. Эспиноса знает толк в классическом саспенсе и предпочитает играть по старомодным правилам жанрового кино, где люки исправно закрываются прямо перед носом (если он у них есть) чудовищ, чтобы зрители понервничали. Убежденность в последнем подкрепляется как минимум его ретроградным, присущим олдскульным хоррормейкерам, отношением к космосу и прогрессу с опаской, даже с некоторым презрением. В межпланетном вакууме нас ждет лишь одно — смерть.


Комета / Comet
реж. Сэм Эсмейл

IMG_5271

«Комета» — это когда «500 дней лета» встречает «Вечное сияние чистого разума». Действие фильма начинается в очереди на метеоритный дождь и, перепрыгивая всевозможные временные зигзаги, заканчивается (заканчиваеся ли?) в парижском отеле. Джастин Лонг и Эмма Россум играют двух влюбленных, которым Вселенная приготовила череду межличностных приключений. Временные скачки, спутанные и непонятные, как и чувства героев, которым они не могут найти объяснение: они любили или нет, они живут или жили, он встречались или все это было во сне? Может, жизнь — это и правда картина без начала и конца?

Этот фильм выделяется на фоне других бесчисленных мелодрам своей эстетикой, которую любовно создал режиссер Сэм Эсмейл, а главный ее посыл такой: мы — кометы и можно просто насладиться полетом, надеясь, что тебе повезет встретить такую же комету, как и ты.

Ночь прекрасна, когда не жарко и не холодно. Когда ничего не отвлекает, когда вокруг все идеально, во всем царит гармония. И ты даже ничего не чувствуешь. И пока ты чувствуешь это «ничего», ты смотришь в небо... и мелькает мысль — «Вот почему». Все в этот момент на своих местах: все звезды, планеты, и мы, и земля, и клетки, и молекулы. И этот момент и есть причина.


Проксима / Proxima
реж. Алис Винокур

IMG_5250

Пронзительная драма про женщину в космосе от сценаристки замечательного фильма «Мустанг» Алис Винокур.

Героиня Евы Грин (кстати, здесь она говорит на русском, немецком, французском и английском, так что ищите сеансы в оригинале) разрывается между подготовкой к полету в космос и необходимостью быть всегда рядом со своим ребенком. Коллега (Мэтт Диллон) постоянно отпускает сексисткие фразы (мол, француженка на борту — это отлично, ведь они умеют неплохо готовить), что только накаляет обстановку.

Во время пресс-конференции на фестивале в Сан-Себастьяне Алис Винокур много говорила о том, как ей было важно показать программу подготовки космонавтов и всю их внутренню кухню. Эти детали и правда способны подкупить, потому что зачастую они теряются на фоне галактических пейзажей и помпезных заявлений о важности покорения космоса.

Будучи единственной женщиной, которую отобрали из сотен других астронавтов для полета в неизведанное, героиня Евы Грин старается не только удержать любовь своей маленькой дочери, но и стремится к совершенству, преодолевая все препятствия в мире, где доминируют мужчины. Следуя тому же маршруту, что и «Человек на Луне», и «К Звездам», «Проксима» оставляет тему Вселенной позади, вынося на передний план человеческое и, в первую очередь, посвящается всем женщинам-космонавткам.


Высшее общество / High Life
реж. Клер Дени

IMG_5429

«Высшее общество» — первый фильм Клер Дени («Хорошая работа», «Впусти солнце») на английском языке. Для встречи с более широкой аудиторией режиссер выбрала материал броский и провокационный: по сюжету за пределы Солнечной системы отправляется космический корабль с преступниками, приговоренными к пожизненному заключению. Их цель — исследование ближайшей к Земле черной дыры и выкачивание из нее энергии. Успех операции никак не повлияет на судьбу оголтелых ребят: остаток своих дней они проведут на корабле, поэтому настроение у экипажа стабильно не очень.

При этом руководитель миссии доктор Дибс (Жюльет Бинош) нудно и безуспешно пытается зародить на корабле новую жизнь. Мужчины и женщины сдают необходимые биологические материалы, появляются дети, которые моментально отнимаются у матерей и быстро гибнут. На фоне всего этого стерильного безобразия тоскует Монте (Роберт Паттинсон), по доброй воле отказавшийся от любых интимных отношений и любовных уз. Однако в какой-то момент Дибс добирается и до него.

Подробнее о фильме читайте в нашем материале.


Человек на Луне / First Man
реж. Дэмьен Шазелл

IMG_5426

«Человек на Луне», несмотря на статус биографической ленты, рассказывает не совсем о значимости Нила Армстронга в истории космонавтики. Здесь нет помпезных сцен и зрителю не тычут каждые пять минут американским флагом в лицо. Сюжет строится вокруг смерти младшей дочери Армстронга и попыток заглушить боль утраты; и тут уже ни космос, ни Луна никогда не смогут посоперничать с ее размерами.

Шазелл опредленно растет как режиссер, Гослинг снова доказывает, что он универсальный солдат (забудьте уже шутки про каменное лицо), а Клер Фой демонстрирует такой широкий актерский диапазон, что от нее просто невозможно оторваться. И вообще, это фильм, в котором все есть. Хочется красивую операторскую работу и торжественную музыку? Пожалуйста! Хотите плакать? Плачьте. Можно даже по поводу шаблонности погундеть: фильм под «Оскар» делался, куда смотрит полиция клише. Но подлецу все к лицу.