Многие из нас привыкли к тому, что фильмы про космос — обязательно очень красивые, дорогие и немного пафосные. Однако есть в кинематографе параллельная Вселенная, где подобные картины — всего лишь повод натянуть на актеров дурацкие костюмы, повесить на стенку черную простыню и попытаться заставить зрителей поверить, что космос и его загадочные обитатели выглядят именно так.
Обычно это фильмы, снятые за три мятых доллара, очень смешные (во всех смыслах) и ужасно наивные в своей попытке объять необъятное. Но есть в них какое-то странноватое обаяние, какая-то притягательная искра безумия, и дабы вы прочувствовали эту силу на себе, мы вспомнили несколько подобных лент.
Plan 9 from Outer Space / План 9 из открытого космоса, 1959
реж. Эдвард Д. Вуд мл.
«Над этим пунктом списка работал Капитан Очевидность!» — вскрикнет иной внимательный читатель, запустив тапок в экран, и будет прав, но трудно не замечать слона в комнате. Жертва собственной славы, побитый артефакт, обладатель премии «Золотая индюшка» (мы не шутим, была раньше такая) — «План 9», на самом деле, довольно легкое и даже где-то приятное зрелище и уж точно не «самый плохой фильм всех времен и народов» — видали мы кое-что и похуже.
Его барахлящая логика, эстетика детского утренника в Аду и выпестованная нелепость сейчас смотрится — ну да — довольно мило, как будто так и задумано. И пресловутый «открытый космос» там классный, на самом деле — одинокая, как голубь на карнизе за окном, тарелка в черном небе, серьезные инопланетяне, с важным видом заявляющие, что все земляне — идиоты. Громко, конечно, сказано, но как же иногда хочется с этим согласиться.
Il disco volante / Летающая тарелка, 1964
реж. Тинто Брасс
Ранний шедевр короля «эротики без эротики» Тинто Брасса, рассказывающий о том, как в небольшой городок приземлилась летающая тарелка, перепугав до смерти простых жителей. Фильм сделан в эстетике сбрендившего Феллини, там можно обнаружить Монику Витти и галерею дивных персонажей: бухающий монах, спятивший сын безнравственной богачки, усатый инспектор без страха и упрека.
Космоса как такового нет, зато есть сложно устроенная консервная банка, именуемая космическим кораблем и безмолвные инопланетяне в прозрачных насисьниках. Как во многих хороших фильмах про иноземное вторжение, марсиане здесь — всего лишь повод обозначить важные моральные вопросы и высветить недостатки обычного, земного общества.
Queen of Blood / Кровавая королева, 1966
реж. Кёртис Харрингтон
Группа ученых входит в контакт с пришельцами и узнает об их скором прибытии на нашу грешную планету. Однако во время пути инопланетный корабль разбился ко всем чертям, и отважные ученые навострили лыжи на место происшествия. Заглянув на огонек, ребята обнаруживают выжившую инопланетянку и как люди гуманные (на самом деле, конечно, из-за эгоистичных всяких побуждений) утаскивают ее на борт. Дальше начинают твориться всякие нехорошие вещи.
Спродюсированная Роджером Корманом «Кровавая королева» — маленькая треш-шкатулка простых удовольствий. Красивые женщины, наивный эротизм, диалоги из разряда «боже мой, оно же нас убьет» и на удивление приличные для такого фильма декорации: не «Звездные войны», конечно, но видно, что люди не просто звездочки из фольги на картонку лепили. Несмотря на небольшой хронометраж, фильм требует некоторой усидчивости: первые полчаса картина берет нужный разгон, поэтому есть риск немного заскучать. Зато заканчивается лента ровно там, где нужно. Приятный бонус: в картине есть молодой Деннис Хоппер в роли пушечного мяса.
Morons from Outer Space / Кретины из открытого космоса, 1985
реж. Майк Ходжис
Корабль пришельцев падает на Землю. Его тут же обнаруживают секретные службы, которые берут инопланетян в плен с целью получения полезной информации о невиданных мирах. Однако в процессе допросов выясняется, что пришельцы невероятно тупые, да и еще от землян практически ничем не отличаются (т.е. даже порубить их тела для экспериментов не получится).
Зато они красиво смотрятся в глэмовых шмотках, а особь женского пола прилично поет, и посему ребятки из космоса в скором времени превращаются в поп-звезд. Безалаберный фильм Майка Ходжиса («Убить Картера») держится на плаву благодаря очаровательному идиотизму — это тот самый случай, когда так плохо, что аж хорошо. При этом на уровне идей он вполне себе — в каком-то смысле это такая «Идиократия», только про пришельцев и сбацанная на коленке. Подкупает еще и тот факт, что внеземная сила, которая по определению могучая и непостижимая, здесь представлена как чудо в перьях, от которого прока не больше, чем от банки фасоли.