Космос категории Б

Мария Ремига,

В этом году только самые светлые разумом смогли уберечь себя от дискуссий по поводу «Интерстеллара». Картина стала поводом огреть собеседника куском водопроводной трубы за хвалебный, или, наоборот, негативный комментарий по поводу того, как сыграли актеры, понимает ли хоть что-нибудь Нолан в физике, и красиво ли летит космический кораблик в кромешной темноте. В прошлом году подобные споры вызвала «Гравитация» Куарона – накал страстей, пожалуй, был поменьше, однако круг обсуждаемых вопросов – примерно тот же. Многие из нас привыкли к тому, что фильмы про космос – обязательно очень красивые, дорогие и немного пафосные. Однако есть в кинематографе параллельная Вселенная, где подобные картины – всего лишь повод натянуть на актеров дурацкие костюмы, повесить на стенку черную простыню и попытаться заставить зрителей поверить, что космос и его загадочные обитатели выглядят именно так. Обычно это фильмы, снятые за три мятых доллара, очень смешные (во всех смыслах) и ужасно наивные в своей попытке объять необъятное. Но есть в них какое-то странноватое обаяние, какая-то притягательная искра безумия, и дабы вы прочувствовали эту силу на себе, мы вспомнили несколько подобных лент.

Plan 9 from Outer Space / План 9 из открытого космоса, 1959

Реж. Эдвард Д. Вуд мл.





«Над этим пунктом списка работал Капитан Очевидность!» - вскрикнет иной внимательный читатель, запустив тапок в экран, и будет прав, но трудно не замечать слона в комнате. Жертва собственной славы, побитый артефакт, обладатель премии «Золотая индюшка» (мы не шутим, была раньше такая) – «План 9», на самом деле, довольно легкое и даже где-то приятное зрелище и уж точно не «самый плохой фильм всех времен и народов» - видали мы кое-что и похуже. Его барахлящая логика, эстетика детского утренника в Аду и выпестованная нелепость сейчас смотрится – ну да – довольно мило, как будто так и задумано. И пресловутый «открытый космос» там классный, на самом деле – одинокая, как голубь на карнизе за окном, тарелка в черном небе, серьезные инопланетяне, с важным видом заявляющие, что все земляне – идиоты. Громко, конечно, сказано, но как же иногда хочется с этим согласиться.

Il disco volante / Летающая тарелка, 1964

Реж. Тинто Брасс





Ранний шедевр короля «эротики без эротики» Тинто Брасса, рассказывающий о том, как в небольшой городок приземлилась летающая тарелка, перепугав до смерти простых жителей. Фильм сделан в эстетике сбрендившего Феллини, там можно обнаружить Монику Витти и галерею дивных персонажей: бухающий монах, спятивший сын безнравственной богачки, усатый инспектор без страха и упрека. Космоса как такового нет, зато есть сложно устроенная консервная банка, именуемая космическим кораблем и безмолвные инопланетяне в прозрачных насисьниках. Как во многих хороших фильмах про иноземное вторжение, марсиане здесь – всего лишь повод обозначить важные моральные вопросы и высветить недостатки обычного, земного общества.

Queen of Blood / Кровавая королева, 1966

Реж. Кёртис Харрингтон







Группа ученых входит в контакт с пришельцами и узнает об их скором прибытии на нашу грешную планету. Однако во время пути собачка могла подрасти инопланетный корабль разбился ко всем чертям, и отважные ученые навострили лыжи на место происшествия. Заглянув на огонек, ребята обнаруживают выжившую инопланетянку и как люди гуманные (на самом деле, конечно, из-за эгоистичных всяких побуждений) утаскивают ее на борт. Дальше начинают твориться всякие нехорошие вещи, но спойлеры – боль, тоска и дым в глаза, так что обойдемся без них. Спродюсированная Роджером Корманом «Кровавая королева» - маленькая треш-шкатулка простых удовольствий. Красивые женщины, наивный эротизм, диалоги разряда «боже мой, оно же нас убьет» и на удивление приличные для такого фильма декорации: не «Звездные войны», конечно, но видно, что люди не просто звездочки из фольги на картонку лепили. При большом желании в «Королеве» можно разглядеть ерническую мысль о том, что бабы пьют кровь из мужиков и поэтому от них надо держаться подальше (если идти дальше, то можно дойти до тезиса «бабы с характером– они не с этой планеты вообще»), но оставим это для любителей задорного сексизма. Несмотря на небольшой хронометраж, фильм требует некоторой усидчивости: первые полчаса картина берет нужный разгон, поэтому есть риск немного заскучать. Зато заканчивается лента ровно там, где нужно. Приятный бонус: в картине есть молодой Деннис Хоппер в роли пушечного мяса.

Morons from Outer Space / Кретины из открытого космоса, 1985

Реж. Майк Ходжис









Корабль пришельцев стремительным домкратом падает на Землю. Его тут же обнаруживают секретные службы, которые берут инопланетян в плен с целью получения полезной информации о невиданных мирах. Однако в процессе допросов выясняется, что пришельцы невероятно тупые, да и еще от землян практически ничем не отличаются (т.е. даже порубить их тела для экспериментов не получится). Зато они красиво смотрятся в глэмовых шмотках, а особь женского пола прилично поет, и посему ребятки из космоса в скором времени превращаются в поп-звезд. Безалаберный фильм Майка Ходжиса («Убить Картера») держится на плаву благодаря очаровательному идиотизму – это тот самый случай, когда так плохо, что аж хорошо. При этом на уровне идей он вполне себе – в каком-то смысле это такая «Идиократия», только про пришельцев и сбацанная на коленке. Подкупает еще и тот факт, что внеземная сила, которая по определению могучая и непостижимая, здесь представлена как чудо в перьях, от которого прока не больше, чем от банки фасоли.

Gayniggers from Outer Space / Геи-ниггеры из открытого космоса, 1992

Реж. Мортен Линдберг







Неблагодарное дело – писать о картине, каждая минута которой красноречивее любых слов, удивительнее любых эпитетов. Пламенный манифест содомии, кошмарный сон всех гомофобов мира, бесконечно странный фильм о пятерке геев, простите, ниггеров, которые, простите, бороздят просторы Вселенной с целью избавить каждую планету от гнета женщин. Космос там будто нарисован сажей на стекле, но кого это волнует. Там такие имена у героев, такие детали, такая драматургия, еще чуть-чуть и посыплются звезды. Если вы не сбежали прочь на названии, то, конечно, включайте прямо сейчас, без этого фильма ваша жизнь будет чуточку беднее. Удивительно еще и то, что два актера из этой картины засветились в двух немаловажных датских картинах: один в «Дилере» Рефна, другой – в «Торжестве» Винтерберга. Когда будете смотреть эти ленты, держите этот факт в голове.

Мария Ремига