Рубрика «а вы точно кинокритик?» объявляется открытой.
Этот год начинался довольно скучно (то, что до нас добиралось с 2017-го, не в счет), а к концу вроде как разогнался — уместить все хорошее в 10 фильмов оказалось не так просто. И это при том, что до некоторых важных релизов я так и не смог добраться — по этой причине вы не увидите тут, например, «Братьев Систерс» или «Холодную войну».
10. Under the Silver Lake / Под Сильвер-Лэйк
реж. Дэвид Роберт Митчелл
Эндрю Гарфилд пытается распутать невиданных масштабов заговор в мире, который — как и в It Follows того же режиссера — живет по каким-то своим правилам. Точнее, всего одному правилу: никаких правил. Митчелл снял ультимативный стеб над всеми, кто ищет в искусстве двойное дно и пытается докопаться до сути там, где ее нет. Заговор бомжей, мета-Линч, рок-н-ролл мертв — а вместе с ним вся поп-культура. Почти как в том меме: «Нет смысла, ты мудила».
9. Hold the Dark / Придержи тьму
реж. Джереми Солнье
Джереми Солнье, один из ярчайших жанровых режиссеров современности, внезапно ударился в эзотерику. Дело опасное, но он, к счастью, вышел победителем: получилось что-то вроде «Списка смертников» Бена Уитли, только чуть понятнее и намного красивее. Фильм, который работает на каком-то совершенно мистическом уровне, его безумно интересно ощущать и совсем не хочется объяснять. Первобытный ужас, зло без причин и следствия, пейзажи, кажется, вот-вот раздавят героев, а Александр Скарсгард настолько велик, что даже в кадр не помещается.
8. The Man Who Killed Don Quixote / Человек, который убил Дон Кихота
реж. Терри Гиллиам
Есть в этом какая-то злая ирония: Терри Гиллиам всю карьеру снимает фильмы про условных «Дон Кихотов» — фантазеров, творцов, для которых грани между реальностью и вымыслом давно не существует. При этом картину о буквальном Дон Кихоте он не мог закончить аж 25 лет — и теперь кажется, что иначе и быть не могло. Выйди он где-то в 90-х, был бы просто хорошей работой Гиллиама. Теперь это коллекция всех образов, характеров и мыслей, что за четверть века успели разойтись по другим его фильмам. Да, Гиллиам говорит о тех же вещах, что и всегда — но едва ли он когда-то говорил о них так интимно.
7. They Shall Never Grow Old / Они никогда не станут старше
реж. Питер Джексон
Питер Джексон снимал веселый трэш. Снимал смешное мокьюментари и авторские драмы. Снимал, в конце концов, огромные громкие блокбастеры, от которых потом попросту устал. И вот теперь он сделал документальный фильм о Первой мировой — взял архивную пленку, отреставрировал и раскрасил ее, нашел интервью участников войны и собрал из этого искренний, трогательный, горько-смешной портрет ужасающего события. Кино о том, как даже в подлинном аду люди находят время развлечься, шутить и радоваться мелким радостям жизни, которая может оборваться в любой момент. Надеюсь, эта терапия поможет Джексону вновь обрести себя и вернуться к нам с новыми силами. Между прочим, я все еще жду второе «Инопланетное рагу»!
6. Spider-Man: Into the Spider-Verse / Человек-паук: Через вселенные
реж. Боб Персичетти, Питер Рэмзи, Родни Ротман
Лучший мультфильм года (прости, Уэс Андерсон) и, наверное, лучшее, что вообще снимали про супергероев (и ты, Нолан, тоже прости). Оживший комикс, безумие цветов, настоящее арт-кино, где эстетики и стили смешиваются в цельное невероятное полотно. Идеальное постмодернистское осмысление жанра — смешное, креативное и, да, очень красивое. Это как «Лего. Фильм», в котором вся поп-культура схлопнулась до комиксов о Человеке-пауке.
5. The House That Jack Built / Дом, который построил Джек
реж. Ларс фон Триер
Сказать что-то новое про Триера почти невозможно. Да и в принципе пытаться его как-то осмыслять, рассуждать, не дай бог, про античную трагедию и нового Данте — дело такое себе. Не очень интересное и, прямо скажем, банальное. Поэтому давайте не будем — остановимся на том, что это просто очень смешной фильм про маньяка. Лучше я покажу вам дорогу до следующего виски-бара.
4. Climax / Экстаз
реж. Гаспар Ноэ
Еще один фильм, над которым едва ли хочется думать — настолько глубоко он проникает, настолько это вещь в себе. Гаспар Ноэ всегда снимал картины про бэд-трипы, смерть, смерть от бэд-трипов и бэд-трипы после смерти — теперь он даже не стал этого скрывать. Получилось очень страшно, с мощной темной энергетикой, из которой уже не выбраться и не спастись. Вот какой фильм надо было назвать «Вход в пустоту» — если бы название уже не было занято.
3. American Animals / Американские животные
реж. Барт Лэйтон
Heist-movie, который мы заслужили — энергичное и смешное метамодернисткое кино, дерзко сталкивающее лбами реальность и вымысел. Размышление о творчестве и побеге от «обычности», что называется, из первых уст — от человека, который пошел на глупое преступление лишь ради того, чтобы было что потом рисовать. Почти экранизация той строчки из песни Тима Минчина Rock'n'Roll Nerd: So he sits and imagines his girlfriend is dead to try and invoke some angst in his middle class head. Вот герои «Американских животных» — такие же рок-н-ролльные зануды (как и все мы), у них просто методы слегка радикальнее.
2. Mandy / Мэнди
реж. Панос Косматос
Самая крутая, беспощадная и смелая картина года — смесь оголтелого боевика категории B и бессовестного «арт-хауса», из тех, на который потом пародии делают. Как и «Экстаз», «Мэнди» — настоящий фильм-бэд-трип. Но если Ноэ от галлюциногенных страхов своих героев дистанцируется и показывает их как бы объективно, Косматос бросает нас прямо туда, в пропасть, где все так непонятно, весело и страшно. И, конечно, Николас Кейдж, как проводник между мирами, рычащее и безумное воплощение всего, что этот фильм хочет показать. Инстант классик, что тут еще сказать.
1. Ready Player One / Первому игроку приготовиться
реж. Стивен Спилберг
А вот так. Стивен Спилберг даже в 70 лет остается человеком, который лучше всех понимает, как снимать приключенческое кино. Оставьте скучные киновселенные себе, заберите всех ваших инди-режиссеров, которых зачем-то зовут снимать экшн — надоели. Я давно ждал фильма, который вернет в кино «тот самый» дух приключений — и нет, речь не о скучных имитаций «под 80-е», их-то как раз полно. «Первому игроку приготовиться» — не просто «любовная открытка восьмидесятым», как про него обычно говорят. Это ода всему, что восьмидесятые делали круто, и что потом куда-то исчезло. Реинкарнация приключенческого кино, которую больше никто не мог бы снять.
Отдельное упоминание
Isle of Dogs / Остров собак
Bad Times at the El Royale / Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль»
Roma / Рома
Thunder Road / Дорога грома