Lovers vs Losers: редакция выбрала свои любимые/нелюбимые фильмы 2024 года

Cinemaholics Team,

Опять настало это время — вытрясти свой Letterboxd и подвести итоги года. Мы решили добавить в это протокольное занятие элементы шоу и выложили на стол сразу и любимые фильмы, и те, которым желаем сгореть в Аду.

От «Каскадеров» до «Бруталиста»: провожаем 2024 год в формате дружеской драки!


Лучший фильм:
The Substance / Субстанция

реж. Корали Фаржа

Mubi

Это новый уровень боди-хоррора. Это фильм от женщины для женщин и про женщин. Всё то, что большинство из нас чувствует и переживает каждый божий день. Для одних это кино станет просто очень интересным, стильным и порой шокирующим событием, а для других — болезненной темой о принятии себя.

Это мягкое, но вполне конкретное феминистское высказывание на тему сексуализации женщин (а также объективации культа молодости) в обществе.

Маргарет Куэлли, Деми Мур и Корали Фаржа — our holy trinity.

Худший фильм:
Longlegs / Собиратель душ

реж. Осгуд Перкинс

Neon

Главное разочарование года. Маркетинг был на высоте, но не имел ничего общего с фильмом. Просто комедийный триллер: не страшный и не интересный.

Маша Кордюкова


Лучший фильм:
Шоу субботним вечером / Saturday Night

реж. Джейсон Райтман

Columbia Pictures

Суетная разговорная комедия о создании самого первого выпуска SNL: некогда новаторского шоу, концепция которого до конца не была понятна даже его собственному создателю. В широком смысле — кино об абсолютном хаосе какого-либо серьезного творчества: молодые артисты за считанные минуты до старта съемок решают междоусобные конфликты, переживают экзистенциальные кризисы и носятся по этажам телестудии в поисках замены только что уволившемуся гафферу.

Ни секунды покоя, нервы на пределе, но через весь этот сумасшедший балаган режиссер Джейсон Райтман ведет нас с какой-то умиротворяющей уверенностью. Мы знаем, что все получится, и хаос победит скучный порядок заскорузлого ТВ, и молодость успеет посмеяться над консервативными стариками. Не только очень смешное, но и парадоксально комфортное кино о том, что творцы часто не способны контролировать собственное творение — и это нормально.

Худший фильм:
Дикий робот / The Wild Robot

реж. Крис Сандерс

DreamWorks Animation

2024-й был богат на плохое кино, особенно на плохое и успешное кино. «Дикий робот», конечно, совсем не такой невыносимый, как какой-нибудь «Дэдпул и Росомаха», но меня расстраивает больше — потому что выглядит частью пугающего тренда. Анимация массово становится бесконфликтной и нейтральной: герои преодолевают трудности по щелчку монтажного пульта, все развитие сюжета укладывается в одну сцену под заунывную песню.

Авторы мультфильмов почему-то решили, что «умными» их работы становятся, если в них вслух проговаривают потаенные проблемы героев. Все наоборот: дешевый поп-психологизм упрощает героев и лишает их жизни. Вся безусловная доброта «Дикого робота» мне кажется фальшивой, а его эмоциональность — коммерчески просчитанной. Пока на экране механическое сознание обретает человечность, я наблюдаю ровно обратную картину: как живую анимационную экспрессию заковывают в мертвый холодный сюжет.

Ефим Гугнин


Лучший фильм:
Я видел свечение телевизора / I Saw the TV Glow

реж. Джейн Шенбрун

A24

Чтобы оправдать и уравновесить выбор худшего фильма, расскажу сперва о талантливой и закрадывающейся в подкорку драме Джейн Шенбрун (they/them). «Я видел свечение телевизора» — эталонный пример того, когда представитель меньшинства снимает кино, вдохновленное личным опытом, а заодно переживаниями, страхами и радостями своего сообщества. А в итоге находит отклик даже у условного большинства. 

«Я видел свечение телевизора» — очевидно, кино о транспереходе, а точнее об его отсутствии, о «пробуждении» и дисфории, об общественном давлении и разочаровании в себе. Шенбрун рассказывают историю, отходя от жанровых клише (допустим, нет шаблонного кадра с разбитым зеркалом) и придумывая оригинальные образы и визуальные метафоры вроде тающей сладкой ваты, накрывающего купола или крипового антагониста из причудливого шоу, на котором выросли герои. 

Заразительный меланхоличный вайб и давящие лиминальные пространства позволили прочувствовать трагедию скованного в себе и глубоко несчастного героя. Неудивительно, что финальный месседж There is Still Time некоторые зрители, в том числе и я, приняли как абстрактный призыв к действию — лучше рискнуть стать счастливым, чем трусливо вписываться в общество.

Худший фильм:
Эмилия Перес / Emilia Pérez

реж. Жак Одиар

Netflix

«Эмилия Перес» — полная противоположность щемящему в сердце «Я видел свечение телевизора»: это громкое и намеренно провокационное кино, которое кричит и активно жестикулирует, чтобы привлечь к себе внимание. И все ради того, чтобы толкнуть самую бумерскую речь перед присутствующими. Одиар умудрился снять кино о транспереходе, не сказав ничего существенного по теме — ни о гендерной дисфории Эмилии, ни о желаемой операции, ни о восстановлении, ее женственности или попытке переформатировать жизнь под новую идентичность. 

Одиар собирает большинство неприятных стереотипов транс-кино, с которыми активно борются в академической среде: в одной из сцен героиня Салданы с отвращением смотрит на грудь Эмилии, а саму героиню ждет, очевидно, мученическая судьба и даже канонизация. Возможно, у меня нет права критиковать «неправильную репрезентацию», но и Одиару не следовало делать такой фильм в одиночку. А вообще, мне кажется, красноречивее любой критики будет простое наблюдение: если ты снимаешь кино о меньшинстве и в итоге бесишь то самое меньшинство, но собираешь мешки важных наград, то ты явно сделал что-то не так. 

Отдельно замечу, что «Эмилия Перес» пускает пыль в глаза солянкой жанров, но фундаментально — это набор фестивальных клише 15-летней давности, где после обретенного счастья обязательно следует безжалостная и триггерная расправа. Это фильм, в котором Париж выдают за Мексику с помощью ушедшей в мемы сепии, а всех жителей страны поверхностно делят на две категории: члены и жертвы картеля. 

Еще я думаю, что это один из самых некрасивых и неизобретательных мюзиклов, в котором герои не поют, а выдавливают из себя АСМР-звуки без хореографии и под аккомпанемент мелодий без аранжировок. Я никогда не пойму этот недостаточно кэмповый и чересчур напыщенный фильм — для меня это все равно что попытка Сергея Лозницы снять кино в духе Педро Альмодовара. 

Алихан Исрапилов


Лучший фильм:
Ibelin: Невероятная жизнь геймера / Ibelin

реж. Бенджамин Ри

Netflix

Как сделать из конвенционального дока о человеке со смертельной болезнью что-то помимо манипулятивной драмы? Достаточно просто снять его в стилистике World of Warcraft. Создатели фильма перечитали сотни переписок между умершим в 25 лет норвежцем-геймером Матсом Стеном и его виртуальными друзьями, и стилизовали диалоги под игровую анимацию. В ней персонажи фэнтези, как обычно, выполняют квесты и общаются о судьбах мира, но что важнее — обсуждают личную жизнь, одиночество и депрессию. Красочные эпизоды чередуются с мрачными архивными кадрами, на которых обездвиженный Матс в одиночестве сторонится всех родственников и знакомых: ведь свои истинные чувства и страхи он может выразить только за личиной выдуманного персонажа.

Это не только кино о блаженном эскапизме. Через историю Матса авторы показывают, как игры помогают находить родственные души и прорабатывать травмы. Пускай в World of Warcraft трава не такая зеленая, как в реальном мире, а местную речку или деревья из двух полигонов нельзя пощупать — зато комьюнити всегда тебя поддержит и заставит почувствовать частью одной большой семьи.

Худший фильм:
Каскадеры / The Fall Guy

реж. Дэвид Литч

Universal Pictures

Нападать на пустяковый комедийный боевик — возможно, дело неблагодарное. Но новый фильм Дэвида Литча — одна из самых раздражающих картин года: начиная от юмора в стиле худших эпизодов SNL (про эталонный SNL читайте в тексте Ефима) и заканчивая поразительно нескладным сюжетом, где встречаются авантюрный фарс про горе-каскадера, мелодрама о старой любви и шпионский триллер про заговор.

Не страшно, если сюжет здесь нужен только для того, чтобы склеивать боевые сцены и эпизоды погонь. Вот только и они выглядят как нарезка лучших трюков из фильмов 80-х и 90-х. Отсюда два вопроса. Первый — не проще ли посмотреть старомодные бадди-муви, которыми явно вдохновлялся Литч? Удовольствия от них получите больше. Второй — может, в качестве оды профессии каскадера лучше бы снять не жанровый ностальгический капустник, а просто хорошее экшен-кино, каким, был, например, «Джон Уик»?


Влад Шуравин


Лучший фильм:
Падение империи / Civil War

реж. Алекс Гарленд

Атмосфера кино

Я сходила на «Падение империи» дважды за три дня, чтобы убедиться в своих ощущениях от фильма — и они меня все же не подвели. Гарленд с эмоциональной отстраненностью главной группы журналистов показывает жуткое зрелище, коим предстает расколотое идеологией общество. Из уравнения можно убрать «США» и подставить какую-то другую страну — получится тот же ответ, обезображенный чудовищными образами гражданской войны. 

Худший фильм:
Гладиатор 2 / Gladiator 2

реж. Ридли Скотт

Paramount Pictures

Да не обматерит меня сэр Ридли Скотт, но смотреть продолжение культового эпика нулевых было утомительно. До бесстыдства вторичное кино, которое пытается впечатлить более зрелищными побегушками по Колизею. Любопытнее главного героя каждый второй, ведь наделить его чем-то оригинальным не особо входило в планы.

P. S. Я не смотрела второго «Джокера», «Бордерлендс» и последние проекты страдальческой вселенной Человека-паука от Sony из инстинкта самосохранения, поэтому допускаю, что звание реально худшего фильма от меня могло достаться кому-то другому, а не достопочтенному британцу с непреходящими думами о Римской империи. 

Соня Бессонова


Лучший фильм:
Matt and Mara / Мэтт и Мара

реж. Казик Радвански

The Cinema Guild

Самый нежный, тихий, правдивый, беспощадный и попросту лучший фильм о любви в 2024 году. Это история профессорки Мары и писателя Мэтта, которые встречаются, что называется, в странный период жизни. У нее —проблемы в браке, у него — умирает отец.

Между ними не будет ничего конкретного и будет сразу всё. Тонкий, невесомый и при этом очень серьезный в своих намерениях фильм, выстроенный как красивое стихотворение. Мара берет разбег, и, кажется, вот-вот, держа за руку Мэтта, перепрыгнет ту удушающую тоску, что медленно разрушает ее жизнь. Но прыжка не случается — и от этого щемит сердце.

Худший фильм:
Лгунья

реж. Юлия Трофимова

Кино.Арт.Про

Вы вряд ли про эту картину что-то слышали и, поверьте, вдаваться не стоит. Нужно только знать, что в 2024 году в России вышел фильм, где девушка на пустом месте обвиняет известного певца в изнасиловании и общественность полностью встает на ее сторону. А певца отменяют.

У меня по поводу существования этого фильма только один вопрос: вы там совсем уже о*уели?

Мария Ремига


Лучший фильм:
Nosferatu / Носферату

реж. Роберт Эггерс

Universal Pictures

После кассового провала «Северянина» (лучшего фильма 2022 года) я каждую ночь молилась богу, чтобы Эггерс наконец хайпанул. Молитвы были услышаны, «Носферату» всем твиттером ждали целый год. Эггерс не добавил современных твистов столетней истории. Носферату все так же делает три бути колла Элли, если они остаются без ответа, то он убивает ее друзей и приносит в город чуму вместе с 5 тысячами крыс (ситуэйшеншипы в 18 веке были страшнее хорроров). Но Эггерс переизобрел форму, что в его понимании — сделать малейшую деталь в фильме исторически достоверной, каждый кадр — краше масляных холстов, атмосферу – гипнотизирующей, чтоб все на два часа имена свои позабывали.

И вот граф Орлок из каноничной лысой крысы превращается в славянского химбо — мертвого, но аппетитного. Его прогнившее тело, наводящее ужас, стало символом подавленных сексуальных желаний главной героини. Ведь чума не так страшна, чем небогоугодный помысел женщины. Завораживающее, возбуждающее зрелище, бросающее то в горячий то в холодный пот.

Отличная идея сделать двойной сеанс с Babygirl режиссерки Халины Рейн.

Have a very Horny Christmas,

Xoxo

Худший фильм:

2024 год выдался настолько хорошим (в плане кино, уточняю), что ругать никого не хотелось, но Маша напомнила про «Собиратель душ», и моя кровь закипела. Хочу только поддержать ее в этом выборе. Чудовищно безликое кино с мислидинговой маркетинговой кампанией — два зла, которым лучше не объединяться.

Катя Карслиди


Лучший фильм:
The Brutalist / Бруталист

реж. Брэйди Корбет

Brookstreet Pictures


Третий фильм Корбета звучит амбициозно даже при беглом описании: хронометраж 3 часа 35 минут, тема холокоста, съемка на VistaVision, встроенный в фильм антракт. Все это могло бы выглядеть как дерзость, но вместо этого кажется заявлением уверенного в себе автора.

Первый акт «Бруталиста» рассказывает историю выживания и адаптации. Второй — исследует власть и угнетение через отношения архитектора Ласло Тота с влиятельным магнатом Харрисоном Ван Бюреном. Здесь начинается тонкая игра доминирования: внешне доброжелательный богач использует талант творца в своих интересах, умело маскируя эксплуатацию под заботу.

Тот меняет одного господина на другого, переходя от нацистской жестокости к капиталистическому подчинению — внешне более мягкому, но не менее разрушительному. Американская мечта Ласло разбивается о стены реальности. Его унижают, используют, предают. Земля, которая должна была стать символом равенства и возможностей, оказывается не менее жестоким местом, чем та, откуда он бежал. И это всего лишь маленькая выдуманная история одного гениального человека. Но сколько таких, как Ласло, потерял мир? Сколько талантов было уничтожено войной, равнодушием или несправедливостью?

Корбет снял кино, в котором ощущается вес времени и трагедия поколений. Прошлое, казалось бы, ушло, но его отголоски продолжают звучать в настоящем. Многие все еще борются за право быть услышанными и нужными. Это кино о том, как человек через созидание пытается дать себе второй шанс. Корбет высек гигантский монолит, который напоминает: даже если твой труд не оценят, даже если все разрушится, строить и действовать необходимо — хотя бы ради себя.

Но для меня в этом году «Бруталист» — не единственное потрясение. «Эмилия Перес» — еще один абсолютный шедевр, о котором невозможно не упомянуть. Это потрясающий, безумный, громкий, странный и нежный мюзикл Жака Одиара, где Зои Салдана ищет врача для мексиканского наркобарона, чтобы тот помог ему сменить гендерный маркер.

Такие фильмы напоминают, зачем существует кинематограф. В эпоху, когда всё заросло однотипными историями, ремейками и второсортными побрякушками, проекты вроде «Эмилии Перес» нужно чествовать и носить на руках. Зои Салдана, я ОЧЕНЬ тебя люблю.

Худший фильм:
Дюна: Часть вторая / Dune: Part Two

реж. Дени Вильнев

Warner Bros. Pictures

Хорошего кино в этом году было достаточно, но и плохого наснимали от души. Ругать откровенно слабые фильмы скучно. Времени потраченного на это они не стоят. Поэтому выделю то, что меня либо разочаровало, либо выбесило. Во-первых, это вторая «Дюна». Первую я тоже не люблю, хотя книжку обожаю и Дени Вильнева ценю бесконечно. Обе части почти полностью игнорируют экологическое послание оригинала и не погружают нормально в лор вселенной. Мне кажется, что «Дюну» вообще не надо адаптировать ни в каких форматах. Это тот тип книги, которую нужно просто читать и экранизировать исключительно в своем воображении.

Все кажется настолько стерильным, скучным и напыщенным, что фильм напомнил мне тиктоки людей с безупречно организованной жизнью: холодильник, где продукты рассортированы по цветам и идеально застеленная, как в отеле, кровать. Выглядит все супер, но что за люди тут живут — не имеет никакого значения. Невероятных кадров, от которых захватывает дух, я не увидела. Музыка лениво скопирована из первой части, а Остин Батлер… У меня просто нет слов. Я искренне не понимаю его феномена. Почему именно с ним до трясучки хотят работать многие режиссеры? У меня ощущение, что меня газлайтит весь мир. Объясните, умоляю на коленях. Он же буквально переигрывает. Помните сценку из Comedy Club: «Вы переигрываете, а вы недоигрываете»? Мне кажется, это про Батлера и Зендею.

Вместо большой, цельной истории мы получаем симпатичный, но эмоционально пустой блокбастер в худшем смысле этого слова. Это фильм, в котором ощущается любовь Вильнева к оригинальной книге, но эта любовь, кажется, застряла на уровне визуального восхищения. Все драматические акценты либо смазаны, либо упрощены в угоду эстетике. Получается кино, которое пытается быть эпическим, но теряет душу где-то между монтажом и желанием угодить массовому зрителю. И я, наверное, не должна его за это осуждать. Хотя осуждаю.

FilmNation Entertainment

Осознаю, что мнение раздражающее, но, простите, пожалуйста, я не понимаю феномена «Аноры», и почему мне пытаются продать это кино, как главное откровение года. На мой взгляд, это очень неуклюжий фильм и далеко не лучший в карьере Бейкера. Я могу понять, почему людям он полюбился, но наблюдаю за этой истерией, сравнимой с сектантским помешательством, с полным недоумением.

Мне он не кажется ни смешным, ни трогательным, ни меняющим индустрию. Это история, которую мы видели уже множество раз, и чем именно она выделяется на фоне других грустных сказок о «маленьком человеке», я не понимаю. Для меня это кино, в котором просто все бьются в истерике. Фильм, где имя главной героини вынесено в название, должен был дать мне возможность понять ее и узнать поближе, но этого не происходит.

Анора — непроработанный и совершенно неинтересный персонаж. Все, что я о ней знаю, это то, что она хорошо справляется со своими обязанностями, получает достойные чаевые за приватные танцы, а еще ее бабушка говорила с ней по-русски. Все это выглядит как совершенно поверхностный и псевдофеминистский подход — и как к Аноре-человеку, и как к Аноре-секс-работнице. Это не просто обесценивает героиню, но и лишает лично меня возможности разглядеть в ней нечто большее, чем клишированную мечту о материальном благополучии.

Изображение армян, которые прислуживают русским олигархам, мне показалось каким-то совсем анекдотичным и пренебрежительным. На перфоманс Марка Эйдельштейна смотреть мне было неприятно. Мне кажется, актер он невыдающийся. Если первая часть до побега Вани еще как-то удерживала мой интерес, то все, что происходит после, оказывается неоправданно растянутым. Я смотрела фильм и чувствовала, что меня пытаются «додавить». Вот так смешно? А так? А если она по-русски скажет «шлюха»? А если драться начнет? Для меня всн это «Ёлки» от студии A24.

И самое обидное: «Анора» украла «Золотую пальмовую ветвь» у «Эмилии Перес», а сейчас соревнуется с «Бруталистом». Я искренне не понимаю, как эти фильмы вообще могут находиться в одной весовой категории.


Кира Голубева