Мы пережили очередной непростой год. Настало то самое время, когда все оглядываются назад побеждая свой склероз, и вспоминают, что они смотрели, слушали и чувствовали весь 2023-й. Ну, мы тоже люди, мы тоже вспоминаем.
Итак, наш топ лучших фильмов за год:
Past Lives / Прошлые жизни
реж. Селин Сон
A24
Вот уже второй год подряд рождается маленький режиссерский дебют, который после себя оставляет неподъёмный груз на сердце. Это фильм о неизбежности первой любви, которую кто-то из нас проносит сквозь десятилетия и иногда задается вопросом: «А что, если только она была настоящая?». Фильм про большие амбиции и скорбь по утраченным воспоминаниям. Фильм про невозможность изначального выбора родителей, культуры и родного языка, но о необходимости никогда об этом не забывать.
Фильм про эмиграцию и забытое ощущение дома. Фильм, который убеждает, что не нужно бояться неловкостей и грустных финалов. Это иллюстрация мечты миллионов людей, которые хотели бы видеть себя в других обстоятельствах и перед сном фантазируют, что их нынешняя жизнь — лишь одна из тысяч других, прожитых ими в прошлом или ожидающих их в будущем.
Кино, которое, конечно же, заслужило все награды и статуэтки на свете, но ни одна из них не нужна нам, чтобы искренне его полюбить.
Oppenheimer / Оппенгеймер
реж. Кристофер Нолан
Universal Studios
Кристофер Нолан наконец перестал притворяться, что хоть сколько-то понимает людей и устремил взор в вечное, в гениальное, в субатомное. Здесь идеальное попадание темы в авторский метод: всегда расчетливый режиссер снимает кино о человеке, в чей идеально уложенный математический мир вдруг вторгаются неизвестные, жуткие, травмирующие чувства.
Болезненность Оппенгеймера как бы передается самому устройству фильма: расколотому на флэшбеки и флэшфорварды, иногда распадающемуся на абстракции. При этом, как всегда у Нолана, запутанность сюжета обманчива — нарративная мозаика сама соберется ближе к финалу, все тематические теги сложатся во вневременную мысль о муках создания: искусства, бомбы, да чего угодно.
Любопытно, что «Оппенгеймер» вышел в тот же год, что и очередной «последний фильм» Хаяо Миядзаки — потому что во многом это собрат «Ветер крепчает». Тоже кино о том, как мечты гения оказываются прокляты страшной эпохой. Но только авиаконструктору Дзиро Хорикоси снились самолеты. У Оппенгеймера сны пострашнее.
Showing Up / Появление
реж. Келли Райхардт
A24
Великое кино об искусстве — это необязательно тягучие драмы о проблематичных гениях или непонятых творцах, которые задумчиво смотрят в горизонт. К счастью, иногда это и бытовые комедии с зарисовками о сюре и хаосе, которые приходится пережить художнику.
Вот и Келли Райхардт без занудства напоминает зрителям о том, что искусство — не только призвание, но и работа. Часто неблагодарный и невыносимо тяжелый труд, в котором надо бороться не столько с собственными демонами, сколько с семьей, коллегами, незнакомцами, даже с природой и миллионом трагикомичных случайностей. Без этого, увы, никак.
Poor Things / Бедные-несчастные
реж. Йоргос Лантимос
Searchlight Pictures
У девочек и небинарных персон появился новый «Джокер». Люблю видеть в кино репрезентацию себя. Наш любимый авангардист Йоргос Лантимович снял «2001: Космическую одиссею» о том, какого это, быть женщиной без тормозной жидкости в голове. Сам режиссер тоже, знаете ли, не из культурного общества выполз и знаменит киданием колких фраз зрителю в лоб. В общем, звезды сошлись. Я/мы Белла Бакстер.
The Zone of Interest / Зона интереса
реж. Джонатан Глейзер
A24
Леденящий душу медитативный фильм, который выводит человеческую тьму на свет и рассматривает ее словно под микроскопом. «Зона интересов» — это не портрет жертв Холокоста. Это портрет монстров, которые выглядят как обычные люди и занимаются обычными делами. Фильм очень концептуальный, с глейзеровскими интересными вставками, деталями и музыкой, от которой кровь стынет в жилах.
Apolonia, Apolonia / Аполлония, Аполлония
реж. Леа Глоб
Danish Documentary Production
Нежный и пронзительный документальный фильм про девочек — в широком смысле. Режиссерка из Дании Леа Глоб много лет снимала французскую художницу Аполлонию, то и дело забывая выходить из истории: в итоге получилось два портрета сразу.
На одном изображен весьма уравновешенный человек с камерой, который движется по ясному маршруту — делает кино, становится матерью. На втором — бурная, вздорная, витальная девушка, у которой постоянно какие-то тернии и от звезд чаще всего только отблески. Фильм, кроме прочего, составляет идеальную пару с другим заметным фем-доком — Smoke Sauna Sisterhood, где механика сестринства буквально обнажена до предела.
Crows Are White / Все вороны — белые
реж. Ахсен Надим
Variety
Режиссёр-документалист Ахсен Надим едет в ортодоксальный буддистский храм, чтобы познать дзен и понять, как рассказать верующим родителям о грядущем браке с девушкой-немусульманкой — а вместо этого получает обухом по голове. Кинематографиста выгоняют за неуважение (на священной церемонии у него звонит телефон), поэтому единственный, кто соглашается дать интервью — продающий сувениры послушник-аутсайдер. Он немного не вписывается в образ монаха: слушает блэк-метал, скроллит Amazon в поисках дешевой техники и иногда думает о самоубийстве.
Ахсен Надим снимал «Все вороны — белые» несколько лет. Изначально задуманный как хлёсткий док про быт радикальных монахов-затворников, фильм превратился в личный блог о дружбе с буддистом-рокером, двойственных отношениях с родителями и — главное — сложном религиозном конфликте: как быть, если чувства становятся важнее веры. Несмотря на обилие тем, это очень дерзкое, смешное, а иногда и грустнейшее кино. Включить его — всё равно что наткнуться на случайный YouTube-канал и за полтора часа сложить фрагментированную, но увлекательную историю жизни человека-парадокса: он постоянно рефлексирует, сомневается и боится сделать лишний шаг. Как, собственно, и большинство из нас.
Dream Scenario / Герой наших снов
реж. Кристофер Боргли
A24
Следующий фильм норвежца Кристоффера Боргли на темы «онлайн-славы» и нарциссизма после «Тошнит от себя» — и снова отличная социальная сатира. Профессор биологии Пол Мэттьюз (неловкий Николас Кейдж) по непонятной причине начинает сниться тысячам людей — независимо от того, знают они его или нет. В попытке извлечь выгоду из ситуации ради карьерных достижений он монетизирует свой образ, что оборачивается ночным кошмаром наяву.