Топ фильмов 2020 года по версии Ефима Гугнина

Ефим Гугнин,

Раз уж год выдался такой несчастливый, решил немного поколдовать с нумерологией: в этот раз фильмов в личном топе не 10, а 7. Счастливое число как никак, заряженное на процветание, успех и самый скорый выход «Дюны» в IMAX.

Ладно, на самом деле я больше просто не собрал. Да и вообще в этом году — видимо, из-за закрытия кинотеатров — все чаще чувствовал какую-то кинематографическую апатию. Даже из той семерки, что набралось, большинство фильмов в другой год были бы максимум в «стоит упомянуть». Ничего не трогает, ничего не вдохновляет, короче, я уже ни во что не верю и ничего не жду. За праздничное настроение не благодарите.


Дьявол всегда здесь
реж. Антонио Кампос


GamesRadar

Масштабный кинороман, который в пору было назвать History of Violence, если бы имя не было занято другим отличным фильмом о круговороте насилия в природе. Кампос рисует портрет (хотя скорее пейзаж, портрет — жанр уж слишком конкретный) межвоенной руральной Америки, где богобоязненные люди безо всякой жалости и всякого смысла убивают друг друга: кто-то, чтобы доказать свою сакральную силу, а кто-то за тем, чтобы увидеть Господа в лице очередного обреченного бедолаги. Никакой морали и выводов, никакого начала и конца. «Дьявол всегда здесь» ныряет в первобытный хаос и не пытается его хоть сколько-нибудь рационализировать: а толку-то, если chaos все равно reigns.


Суд на чикагской семеркой
реж. Аарон Соркин


Topazzi World

Спилберг в этом году отдыхает, так что Аарон Соркин за него. Ему, конечно, далеко до маэстро в режиссерском плане, зато все остальные атрибуты спилберговского кино на месте: и остросоциальная история о борьбе маленького человека, и приятная наивность, и даже Марк Райленс, куда ж без него. Бонусом идет, разумеется, врожденная способность Соркина-сценариста писать любые диалоги так, чтобы от них оторваться было совершенно невозможно. Любопытно, что в другой год «Суд над чикагской семеркой» был бы тем «просто хорошим академическим байопиком», который пихают на «Оскар», чтобы забить пространство — а теперь он чуть ли не главный кандидат на победу.


Вздрюченные
реж. Ниниан Дофф


Decider

Их было четверо, четыре пацана: эта песня, в принципе, идеально описывает и настроение, и жанр «Вздрюченных» — диковатой британской комедии о подростках, на которых открывает охоту отряд ворчливых стариков-аристократов. Фильм прикольно читать как идеальную экранизацию мема «ок, бумер»: начиная с темы борьбы поколений и заканчивая безумным визуальным оформлением, напоминающим то ли современные хип-хоп клипы, то ли заставку шоу «Что было дальше?». Если через 50 лет ученики в киношколах захотят узнать, каким был 2020-й, им стоит показать именно «Вздрюченных»: кино Доффа собрало, кажется, вообще все аудиовизуальные и монтажные маркеры эпохи. А еще это просто весело.


Хандра
реж. Алексей Камынин


Cinemaholics

«Хандра» не без своих проблем, но мало какие еще фильмы в этом году настолько точно отражали мое, что ли, восприятие современного кинопроцесса. Я готов многое простить автору, который чуть ли не открыто манифестирует: русскому кино пора перестать быть грустным, а молодым независимым режиссерам необязательно пытаться стать новыми Тарковскими (Сокуровыми, Муратовой, Германом, Абдрашитовым, вставьте любое имя). Если что-то и стоит называть новомодным термином «новая искренность», то это вот «Хандра»: фильм, чей автор не стесняется мышления киношными стереотипами и делает кино, в котором сила дружбы сильнее нарративных условностей и «логики».


Легенда о волках
реж. Томм Мур, Росс Стюарт


Afisha

Есть много причин любить Томма Мура — ну хотя бы за то, что он один из последних больших аниматоров, у кого стиль служит полноценным нарративным инструментом. В «Легенде о волках», антиколониальной истории о христианизации Ирландии, кисть художника и вовсе становится чуть ли не важнее текста. Мур пишет города людей несформированными скетчами, оставляет на виду карандашные штрихи, чтобы позже очаровать бесподобно нарисованными пейзажами дикой, неподвластной никакой церкви природы. Будет обидно, если он и в третий не выиграет «Оскар», потому что академики не смотрят ничего, кроме «Пиксаров».


Думаю, как все это закончить
реж. Чарли Кауфман


Vanity Fair

Этот текст содержит спойлеры.

Занятная головоломка от Чарли Кауфмана, чье решение оказывается куда проще, чем предполагаешь изначально (и в этом отдельная прелесть фильма). Местный иррациональный бред, который так и тянет списать на «претенциозность», оказывается всего лишь мастерской визуализацией шизофренического припадка, последних отчаянных попыток человека вспомнить и осмыслить свою жизнь. Реальный опыт больше невозможно отличить от полученного из книг и кино, а фантазии о хорошей жизни перебиваются самоедскими сожалениями об упущенных шансах.

«Думаю, как все это закончить» — экранизация того, как у человека перед смертью буквально «проносится вся жизнь перед глазами», а он даже в этих скомканных обрывках памяти не может найти себя. В каком-то смысле идеальное продолжение творческих исканий Кауфмана: кажется, все его герои перед уходом на тот свет переживали бы что-то похожее.


Довод
реж. Кристофер Нолан


Den of Geek

Я открыл страницу и обнаружил, что этот текст уже написан — хотя я к нему еще даже не притрагивался. Что ж, ладно, инвертированный Ефим, ты меня переиграл, как и Нолан всех в этом году. Только этот безумец мог снять «Детонатор» за 250 миллионов долларов: фильм-пазл, который всех запутал, но который (и этим он уже отличается от каррутовской работы) даже не надо разгадывать. Кинематографический пурист на моем месте сказал бы: «Довод» — это вообще единственное реальное кино в этом году, и символично, что именно он стал предтечей упадка кинотеатров. Что ж, раз мир хочет смотреть «Мулан» на ноутбуках, то Нолана он и не заслуживает.


Также стоит упомянуть:

Глубже!, реж. Михаил Сегал
Глотай, реж. Карло Мирабелла-Дэйвис
Охота, реж. Крейг Зобел
Платформа, реж. Гальдер Гастелу-Уррутия