В программе «Панорама» Берлинале показали британский камерный триллер The Ones Below. Если вкратце, то это «Ребенок Розмари» встречает «Головокружение», они решают отказаться от всей этой инфернальной дури и вместо дьявола поставить холодную блондинку. «Бери любую из моей фильмографии» — сказал бы Хичкок начинающему режиссеру Дэвиду Фарру. Он взял аж двух: одну на роль запуганного беременного олененка, вторую на роль беременного дьявола. Только теперь дьявол носит Лабутены. Хотя... теперь их все носят.
Молодая положительная семья — Кейт и Джастин — живет на втором этаже типичного английского дома, ждет рождения ребенка и немного сомневается в своих силах. В квартиру под ними въезжает пара на вид тоже вполне вменяемая, если не считать того, что Джон и Тереза снимают обувь у порога — пережитки супруга, который десять лет работал в Китае. По словам режиссера, это способ проявить чуточку агрессии в довольно приемлемой форме. Тереза тоже ждет не дождется ребенка — прошлую супругу Джон бросил только потому, что она не могла иметь детей. Поначалу ребята дружат семьями, но после одного трагического происшествия все меняется. Без спойлеров сложно рассказать подробнее, но самое важное — до самого конца фильма будет не ясно: кто же сходит с ума, молодая мама или реальность вокруг нее. Как мы знаем, это колебание — главное условие успешного триллера, и Фарр его выполняет как по учебнику.
Дэвид Фарр до этого момента работал только в театре, ему даже идею фильма подсказал драматург Гарольд Пинтер. Но к чести Фарра, приемы саспенса он использует исключительно кинематографические. Короткое фокусное расстояние, вкрадчивый взгляд из-за плеча, любимая всеми сегодня тактильная визуальность (haptic visuality), когда по размытым очертаниям лишь догадываешься, что перед тобой. Страшно становится и от бликов на газонокосилке, и от детской колыбельной — в лучших традициях итальянского джалло 70-х (вспомните любой фильм Дарио Ардженто) самые невинные вещи вызывают какую-то первородную тревогу. Фарр искусно играет на зрительских фобиях, ведь больше всего пугает привычная нам всем действительность: добродушные соседи, «умный дом» или фотографии твоего ребенка на чужом девайсе. Прибавить к этому исключительную игру всех четырех главных актеров, и получим один из лучших дебютов Берлинского кинофестиваля.