Николас Кейдж, Братья Спаркс и безумная анимация: Главные фильмы кинофестиваля «Сандэнс-2021»

В начале февраля завершился главный американский фестиваль независимого кино «Сандэнс». В этом году триумфатором стала драма «Дети глухих родителей», завоевавшая четыре главных награды (это первый такой случай в истории смотра). Рассказываем о других картинах программы, которые стоит держать в поле зрения — первый док Эдгара Райта, новые безумные приключения Николаса Кейджа и трогательный режиссерский дебют Ребекки Холл.


Prisoners of the Ghostland / Узники страны призраков
реж. Сион Соно
Секция: Premiers (Narrative)

Prisoners-of-the-Ghostland-2
Sundance

Англоязычный дебют японца Сион Соно (автор скандального «Клуба самоубийц»), который мы ждем еще с 2019 года. По сюжету Николас Кейдж (его обозначают в фильме просто и со вкусом — Hero) спасает внучку военачальника (ее играет София Бутелла) на границе с пространством, где обитают одни призраки. Если он не выполнит миссию, его взорвут. Звучит, а?

Поскольку вменяемых фильмов с Николасом Кейджем в новейшей истории не существует, тот тут с безумием тоже все в порядке. Актер даже назвал проект «самым диким в своей карьере». Критики, кстати, в восторге от его игры в картине, так что имеет смысл говорить о новой волне Cagaissance, тем более что дальше нас ждет фильм, где Кейдж играет самого себя. Сиону Соно же — творческих успехов.


The Sparks Brothers / Братья Спаркс
реж. Эдгар Райт
Секция: Premiers (Documentary)

The-Sparks-Brothers-1611184373-928x523
Sundance

Дебют Эдгара Райта («Скотт Пилигрим против всех» ) в документалистике, фильм о великой группе Sparks. Режиссер — страстный фанат творчества Рона и Расселла Маэлов, что не могло не отразиться на картине: получилось настоящее любовное послание коллективу и всем, кто ему предан.

Режиссер определяет свой фильм как «попытку рассказать о Sparks как можно большему количеству людей». Уровень спикеров впечатляет: о симпатии и страсти к авангардному поп-дуэту рассказывают Нил Гейман, Тони Висконти, Бьорк, Бек и многие другие заслуженные люди.


Passing
реж. Ребекка Холл
Секция: US Dramatic

passing-1
Sundance

Режиссерский дебют актрисы Ребекки Холл («Вики Кристина Барселона») с впечатляющим кастом: Тесса Томпсон, Рут Негга, Александр Скарсгард и Андре Холланд. Это черно-белый психологический триллер про двух школьных подруг, которые встречают друг друга спустя годы — и их жизни меняются навсегда.

В основу ленты легла одноименная книга Неллы Ларсен, темнокожей феминистки, изучающей не только расовые проблемы, но и тему поиска собственной идентичности. Ребекка, сама написавшая сценарий к картине, вынашивала проект около десяти лет, и все было не зря: восторженная пресса и сделка с Netflix тому подтверждение.


On the count of three / На счет три
реж. Джеррод Кармайкл
Секция: US Dramatic

usdramatic_OnTheCountofThree_still1
Sundance

Режиссерский проект известного комика Джеррода Кармайкла про неудачников, затеявших двойное самоубийство. Одного из них играет Кристофер Эбботт с прической а-ля «ролтон» (второго — сам Кармайкл).

Фильм получил отличную критику — отмечают бесподобный черный юмор, актерскую энергетику и сравнивают с сильными мира сего (братья Коэн и даже «Тельма и Луиза»). «Броманс, где бро отправляются в Ад» — исчерпывающее, кажется, описание; Кармайкл проявил себе изобретательным и раскованным режиссером, тем интереснее, что он будет делать на этом поле дальше (и будет ли).


Coda / Дети глухих родителей
реж. Сиан Хедер
Секция: US Dramatic

CODA-Sundance
Sundance

Фильм-победитель, который, кроме прочего, собрал почти все награды в драматической секции — такое с фестивалем впервые. Apple TV+ еще до триумфа картины выкупил права на показ за 25 миллионов, что для инди-фильма вполне себе.

Coda расшифровывается как Child of Deaf Adults и речь в ленте идет о слабослышащей семье Росси, которая ведет весьма бедную жизнь, зарабатывая деньги рыбалкой. Младшенькая Руби — единственная, у кого нет потери слуха и она мечтает о карьере певицы (все данные для этого у нее есть). Однако чем сильнее успехи девочки, тем хуже финансовое положение семьи.

«Дети глухих родителей» — это адаптация франко-бельгийской картины 2014 года «Семейство Белье», в которой Сиан Хедер (ее первый фильм «Таллула», кстати, тоже был на «Сандэнсе») сохранила только основной сюжетный каркас. Режиссерка принципиально работала только с слабослышащими актерами в соответствующих ролях и сама провела больше года, изучая жестовый язык.


Flee / Побег
реж. Йонас Поэр Расмуссен
Секция: World Cinema Documentary

worlddoc_Flee_still1
Sundance

Один из главных хитов кинофестиваля, о котором мы еще не раз услышим в течение года. На кадрах Flee выглядит как очередной европейский графический роман, но если верить смотревшим, это один из самых креативных анимационных фильмов последних лет.

Цель — представить полный сострадания, но лишенный сентиментальности портрет афганского беженца Амина. Тот рассказывает близкому другу свою невероятную историю: 20 лет назад он сбежал из страны и окольными путями добрался до Дании — теперь работает академиком и готовится к свадьбе с бойфрендом, но прошлое не просто не отпускает героя, но и норовит испортить ему счастливую жизнь. Продвижением фильма в США будут заниматься Риз Ахмед и Николай Костер-Вальдау, которые к тому же будут его дублировать по-английски.


We’re All Going to the World’s Fair
реж. Джейн Шонбран
Секция: NEXT

next_wereallgoingtotheworldsfair_still1-1
Sundance

Среди всех премьер прошедшего Сандэнса — безопасных инди-драм, легких комедий и заточенных под награды документалок — есть один фильм, который интригует не количеством положительных рецензий, а амплитудой отзывов. Это We’re All Going to the World’s Fair, который с одинаковым успехом можно встретить в списках лучших и худших картин фестиваля.

Формально это история о девочке-подростке, которая одинокой ночью решает принять участие в загадочной онлайн-игре, наблюдая за странными изменениями других участников и документируя собственную трансформацию тела. На деле — кроненберговский по духу боди-хоррор о слиянии человека и сети интернет, digital-ответ «Донни Дарко» и будущая культовая классика о взрослении, про которую, вот увидите, будут говорить, что это на самом деле метафора транс-перехода.


All Light, Everywhere
реж. Тео Энтони
Секция: US Documentary

usdoc_AllLightEverywhere_still1
Sundance

Философское эссе под видом экспериментальной документалистики — масштабное исследование истории технологий наблюдений, государственного надзора и динамики между субъектом и объектом съемки.

Смотрится это скорее всего так же сложно и непонятно, как звучит: сообщают, что в фильме пойдет речь о продвинутой семиотике, концепции власти Мишеля Фуко, ассоциативной документалистике и «Черном зеркале» для умных. Впрочем, еще покажут, как в XX веке голубей с миниатюрными камерами тренировали, чтобы они занимались шпионажем, так что пропускать картину ни в коем случае нельзя.


Summer Of Soul (…Or, When The Revolution Could Not Be Televised)
реж. Амир-Халиб Томпсон
Секция: US Documentary

Summer-of-Soul-003
Sundance

Главный док фестиваля — Summer Of Soul рэпера, продюсера и журналиста Questlove (из рэп-группы The Roots) восстанавливает историческую справедливость и заносит в музыкальную историю США одно из важнейших событий для афроамериканского комьюнити.

Речь идет о серии бесплатных концертах, так называемом Гарлемском Культурном Фестивале, который прошел летом 1969 года и впоследствие попал в тень Вудстока. Невиданные ранее записи концерта, которые 50 лет пролежали в каком-то подвале, демонстрируют не только выступления Нины Симон, Sly and the Family Stone, Би Би Кинга и Стиви Уандера, но и триста тысяч афроамериканцев, которые провожают омраченное бунтами и убийствами Малкольма Икса и Мартина Лютера Кинга десятилетие 60-х редким чувством единения и гордости за свою культуру.


Cryptozoo
реж. Дэш Шоу
Секция: NEXT

next_Cryptozoo_still1-1
Sundance

Новый анимационный фильм авангардного мультипликатора Дэша Шоу имеет все шансы стать самой безумной картиной этого года в своем жанре. Криптозоологи (люди, верящие в и/или исследующие фольклорно-мифические существа) строят свой криптозоопарк и начинают искать наиболее точное изображение пожирателя снов из японской мифологии Баку.

Западные рецензенты хором хвалят картину и убедительно причитают, что ничего подобного в истории анимации не было (ровно с предыдущего фильма автора). А малочисленный русскоговорящий десант намекает, что в анимации есть и славянский след. Правда, обошлось без кыштымского карлика Алеши, а жаль!


John and the Hole / Джон и дыра
реж. Паскуаль Систо
Секция: US Dramatic

usdramatic_JohnandtheHole_still1
Sundance

Сюжет фильма, который сильно расколол зрителей на фестивале, на удивление прост. Проблемный подросток выкапывает огромную яму для своих родителей и держит их в плену для собственной выгоды. Казалось бы, что здесь такого? Но в отзывах, так или иначе, натыкаешься на две фамилии, которые приглашают к дискуссии: Ханеке и Лантимос.

Сложилось впечатление, что мнения о фильме встречаются исключительно полярные. Одни разочарованно утверждают, что это отчаянная попытка сделать что-то в духе этих знаменитых безжалостных европейцев, а кто-то, что это изящный минималистский триллер, скорее вступающий в конфронтацию с духовными наследниками. Главное, что никто не уходит равнодушным. Тем более, когда в яме сидит бывший Декстер.


Strawberry Mansion
реж. Кентакер Одли, Альберт Бирни
Секция: NEXT

next_StrawberryMansion_still1
Sundance

В недалеком будущем каждое сновидение, записанное в недолговечную человеческую память, облагается налогом и регистрируется в соответствующем реестре. В такие смутные времена «аудитор снов» — посредник между государством и сновидцем — выполняет очередную рутинную вылазку к художнице, способной размыть грань между сном, реальностью и фантазией.

Культовый режиссер тире актер Кентакер Одли и еще менее популярный режиссер Альберт Бирни работают вместе второй раз. Их первая работа — типично идиотское инди про меланхоличную гориллу «Сильвио», новое же творение выглядит в разы амбициознее.
Критики это подтверждают, утверждая, что зрелище хоть и недорогое, но абсурдно-смешное и глубокое, эдакое размышление о человеке и системе, признание в любви к индивидуализму и творчеству в целом. Кино пропитано как влиянием метамодерниста Мишеля Гондри, так и эпохи VHS, но не той, что ассоциируется с b-movie, а той, где каждая кассета из проката была как кот в мешке.