«Окно в Европу-2019»: 5 фильмов, которые стоит ждать

Daria Postnova,

В Выборге завершился 27-й кинофестиваль «Окно в Европу», и наша редакция (в лице одной бесстрашной корреспондентки) выбрала фильмы, которые стоит ждать в прокате или искать в интернете. Их не так много, но пять все же набралось. В этом году мы специально ввели дополнительные номинации «Окно в пропасть» и «Прыжок из окна» — чтобы предупредить о фильмах, которые мы бы посоветовали избегать, но выбор, конечно, всегда за вами.


Седьмой пробег по контуру земного шара, специальный приз жюри
реж. Виталий Суслин

00000000000000000000seven
Кадр из фильма / «Окно в Европу»

Наблюдение за отрезком из жизни провинциального художника/охранника Михаила: кража металлолома с собственной работы, потеря работы, попытка найти новую, попытка найти деньги на коляску новорожденной внучке, попытка продать картины. Чтобы досмотреть этот фильм, необходимо терпение, но это одна из лучших лент фестиваля. Затянутость отчасти оправдана сюжетом (или его почти полным отсутствием) — это история без начала и конца. Убедительная работа главного актера (Александр Карнаушкин), невероятная точность в изображении жизни и жителей провинции, несколько по-настоящему душераздирающих сцен.


Простой карандаш, специальный приз жюри
реж. Наталья Назарова

000---pencil
Кадр из фильма / «Окно в Европу»

Петербуржская художница Антонина (замечательная Надежда Горелова) приезжает в отдаленное село вслед за мужем (Владимир Мишуков), попавшим в тюрьму по сфабрикованному, по словам героини, делу. Она устраивается в местную школу преподавателем рисования и искренне желает показать сельским ребятам прекрасное, но сталкивается с равнодушием окружающих взрослых и грубой силой местных бандитских авторитетов.

Карандаш против бревна, столица против глубинки: маленькая частная трагедия большой страны. С невероятным вкусом (от органичного вплетения такого количества проблем до цветокоррекции и костюмов) сделанная картина. Безнадежность здесь отлично уживается с надеждой, а право ответить на все вопросы однозначно уходит зрителю.


Смерть нам к лицу, главный приз в основном конкурсе «Игровое кино. Осенние премьеры»
реж. Борис Гуц

00000000000000borya
Кадр из фильма / «Окно в Европу»

У Маши обнаружили рак, она категорически отказывается принимать жалость, выбирает цвет гроба и всячески шутит над болезнью. Ее муж Петя пытается собрать деньги на лечение, всячески старается ее поддержать и не сойти с ума. Третий фильм Бориса Гуца (после «Фагота» и «Арбузных корок»), вновь снят на айфон и такой способ съемки идеально подходит истории. В итоге получилась трогательная и смешная комедия-мокьюментари, основанная на личных эмоциях борьбы режиссера с тяжелым диагнозом. При обилии самых разных фильмов про рак, шутку про «метастазики в тазике» еще никто не употреблял.


«Он не может жить без космоса», специальный приз жюри в Конкурсе анимационного кино.
анимация, короткометражный, реж. Константин Бронзит

shh
Фото / Кадр из тизера

Пронзительная история о мальчике, который хотел улететь в космос, и маме, которая не хотела его отпускать, now it's time to leave the capsule if you dare, как пел Дэвид. Отсутствие слов, минимум деталей — но если уж какие-то предметы появляются в кадре, берегитесь, слезные железы. Каждая секунда фильма продумана настолько, что размышлять о ней можно часами. Учитывая, что на производство картины ушло 3,5 года, такое распределение времени выглядит справедливым.


«Как новый», победитель зрительского голосования в конкурсе «Выборгский счет»
реж. Евгений Шелякин

d46cb9ad02dc0b08afcee1a2dd0c7125
Фото / Окно в Европу

Пожилой мужчина просыпается в Таиланде, не помнит даже собственное имя и пытается построить жизнь на новом месте: получается сносно, но периодически возникают флешбэки с участием Владимира Мишукова. Критики ругают картину за фальшь, но, как по мне, это неплохое коммерческое зрительское кино, которое может понравиться вашим родителям, а в этом непопулярном жанре режиссерам без нее почему-то сложно обойтись. Правда, к концу градус «фильма, снятым хорошим человеком для людей, у которых есть сердце» становится просто невыносим.


Номинация «Окно в пропасть»

Сквозь черное стекло
реж. Константин Лопушанский

000000000000black
Кадр из фильма / «Окно в Европу»

Слепая девушка живет в интернате и хочет уйти в монастырь, но тут поступает предложение поинтереснее: какой-то богатый мужчина хочет оплатить ей операцию на глаза — разумеется, в обмен на женитьбу и любовь до гроба.

Обязательно запомните название этого фильма, и если где-то его услышите, хватайте детей и срочно эвакуируйтесь. Конечно, синопсис, заканчивающийся строчкой «Этот дар открывает героине жестокую правду жизни…» как бы намекал (даже не беря в расчет то, что многоточие в конце описаний давно пора запретить на законодательном уровне).

Первый час — настолько плохо, что в качестве спасения можно хохотать до слез, но второй час — знаете, теперь есть теория, что в фильме «Птичий короб» люди, совершавшие мгновенное самоубийство, именно этот фильм видели перед собой. В течение какого-то времени (первых минут пятнадцати) ленте удается притворяться осознанно отвратительной, но все остальное время создатели фильма отчаянно стараются разбить зрителю голову об реальность — и им абсолютно плевать, что показанную ими реальность видят только они.


Номинация «Прыжок из окна»

Как мы захотим
реж. Владимир Козлов

000000-----wewan
Кадр из фильма / «Окно в Европу»

Катя и Паша — студенты из ближнего Подмосковья. Однажды на вечеринке в андеграундном московском клубе у них возникают разногласия с сотрудниками полиции. Удается сбежать, но наутро проблемы продолжаются.

Конечно, стоит отдать режиссеру должное за желание сделать смелое высказывание на тему полицейского произвола и за крутого женского персонажа (на данном кинофестивале это, к сожалению, редкость). Решение не запикивать мат, а полностью выключать звук становится отдельным и очень удачным художественным приемом — особенно в открывающей сцене в клубе, где песни ритмично прерываются каждые десять секунд. Но в целом, к сожалению, смотреть это невозможно: двадцать минут неоправданной жестокости, сорок минут хождения за героиней по Москве, монотонно и без выражения зачитывающие свои реплики актеры.