Что смотреть на ММКФ-2016

С 23 по 30 июня в столице пройдет Московский международный кинофестиваль.

Благодаря этому событию киноманы могут посмотреть громкие картины с Берлина и Канн, а также узнать про множество достойных фильмов. Помимо конкурса, у фестиваля очень насыщенные программы, включая ретроспективу. Чтобы вы не растерялись в этом разнообразии, мы составили гид по самым интересным картинам, которые будет жаль пропустить. Некоторые фильмы закупили для отечественного проката, поэтому, если время или деньги не позволяют посмотреть все и сразу, какие-то просмотры можно отложить.


Светская жизнь / Café Society
реж. Вуди Аллен

Маэстро продолжает выдавать в год по фильму. Периодичность завидная, но она неизбежно ведет к переменному успеху и самоповтору, и это как раз про новую картину Вуди. Однако ни что не удержит зрителя от желания получить очередную порцию алленовского юмора, поностальгировать по золотому Голливуду и посмотреть на тандем Стюарт-Айзенберг.

В прокате с 21 июля


Сьераневада / Sieranevada
реж. Кристи Пую

Аттестат зрелости / Bacalaureat
реж. Кристиан Мунджиу


О существовании румынской новой волны дружно провозвестили на весь свет и успели уже было начать хоронить — дело, впрочем, весьма поспешное. Крупнейшие представители Кристи Пую и Кристиан Мунджиу привезли на Каннский фестиваль по фильму и попали в основной конкурс, где оба получили отличные отзывы прессы, а второй уехал с призом за лучшую режиссуру. Их кинематограф — один из самых близких и злободневных для российского зрителя, поэтому пропускать сеансы строго не рекомендуется.


Море в огне / Fuocoammare
реж. Джанфранко Рози

Документальный фильм, получивший главный приз Берлинского фестиваля, рассказывает про жизнь острова Лампедуза, который является «перевалочным пунктом» для беженцев из Южной Африки. Рози, как документалист, сделал все возможное для того, чтобы не оставить зрителя равнодушным к актуальной теме, при этом не пытаясь накрутить дешевых сантиментов, а просто воззвав к человечности.

В прокате с 14 июля


Любовь и дружба / Love & Friendship
реж. Уит Стиллман

Экранизация одноименного произведения Джейн Остин получила восторженные отзывы критиков. Диалоги остроумны, а сама картина работает на нескольких уровнях, изобличая социальные проблемы, с которыми общество борется с эпохи корсетных платьев по наши дни. Фильм уже закупили для отечественного проката, но мы рекомендуем не тянуть с просмотром.

Премьера в России назначена на август


Колыбельная печальной тайне / Hele sa Hiwagang Hapis
реж. Лав Диас

Восьмичасовой фильм главного филиппинского режиссера повествует о событиях времен революции 1896-1897 годов на его родине. Сюжет сфокусирован на поисках тела отца революционного движения Андреса Бонифасио. По понятным причинам очень редко выпадает возможность посмотреть картины Диаса на большом экране, поэтому не воспользоваться ей было бы странно.


Тони Эрдманн / Toni Erdmann
реж. Марен Аде

Главная жемчужина Каннского фестиваля про невротичную карьеристку умудряется играть на два фронта: и как остроумная комедия, и как искренняя и тонкая семейная драма. Этот фильм абсолютно ни на что не похож, так как ему удается обойти стороной клише, типичные для жанра. Марен Аде уже зарекомендовала себя как мастер по созданию ярких и в то же время правдоподобных персонажей, но в этот раз превзошла саму себя. После этой картины не только хочется позвонить маме, но и расцеловать режиссера.

В прокате с 27 октября


Капитан Фантастик / Captain Fantastic
реж. Мэтт Росс

Хипповатый мужчина (Вигго Мортенсен) растит шестерых детей на окраине Вашингтона. Все они живут в неком подобии юрты, самостоятельно выращивают себе пищу и празднуют день рождения Ноама Хомского, будто это Рождество. Их жизнь казалась почти идеальной, пока мать семейства, страдающая от биполярного расстройства, не покончила с собой в психиатрической больнице. Отец решает съездить на похороны в Нью-Мексико вместе с детьми, которые, впервые соприкоснувшись с внешним миром, начинают ставить его идеологию под сомнение. Картина исколесила все фестивали: была на Сандэнсе, в Берлине и Каннах, и в общем получила положительные отзывы. Но, скорее всего, вам нужно знать только следующие факты: Вигго Мортенсен живет в лесу, у него 6 детей.

В прокате с 11 августа


Белая девушка / White Girl
реж. Элизабет Эшли Вуд

Этот участник Сандэнса похож на «Дневник девочки-подростка» при условии, что его героиня бросила колледж и подсела на кокс. Хотя картина повествует о любовном приключении 19-летней девушки, сюжет не уходит в рефлексирующую мелодраму, а вместо этого окунает своего персонажа в ночной уличный кошмар. Судя по отзывам, фильм поднимает множество тем, которые в представленном контексте действительно работают.


Эва не спит / Eva no duerme
реж. Пабло Агеро

В этом фильме нашла отражение удивительная политическая история Латинской Америки. В 1952 году в Аргентине умирает Ева Перон, один из самых влиятельных представителей власти. Ее тело бальзамируют, но слава не угасает. Пока в стране один режим сменяет другой, Ева продолжает стоять выше всех других правителей в глазах народа. Если вас не пленит загадочный мир Аргентины, то, возможно, вы просто захотите посмотреть на актерские работы Гаэля Гарсиа Берналя и Дени Лавана.


Хеди / Inhebek Hedi
реж. Мохамед Бен Аттиа

Дебют тунисского режиссера, представленный на Берлинском фестивале, рассказывает про маменькиного сынка Хеди, который влюбляется в неугодную с консервативной точки зрения девушку. Религиозные ценности, отсталость общества, понятие свободы — вся «социальщина» закрутилась в этом фильме. Однако, не стоит думать, что режиссер просто давит на нужные кнопки, ведь картина о том, что знакомо каждому, — сложность выбора.


Гений / Genius
реж. Майкл Грандадж

История об американском писателе Томасе Вулфе и издателе Максе Перкинсе. Намечается подчеркивание значимости людей, остающихся обычно за радарами (редакторы при просмотре будут заливаться слезами благодарности), в главных ролях — Колин Ферт и Джуд Лоу. В лучшем раскладе — хороший олдскульный Голливуд, в худшем — актерский состав вытянет (там, помимо Ферта и Лоу, есть еще Кидман, Пирс, Линни и пр.).

В прокате с 7 июля


Человек-швейцарский нож / Swiss Army Man
реж. Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт

Самый смелый и сумасшедший фильм Сандэнса расскажет о том, как использовать пускающий газы труп не по назначению, но с пользой. В роли трупа — Дэниел Рэдклифф, эксплуататора — Пол Дано. Само собой, картина получила смешанные отзывы, но очевидно, что для любителей категории B — это must-see.

В прокате с 30 июня


В тихом омуте / Ma loute
реж. Бруно Дюмон

Дюмон продолжает экспериментировать с комедией, как в предыдущем фильме-сериале «Малыш Кенкен». Никогда не приглашавший профессиональных актеров, кроме фильма о Камилле Клодель с Жюльет Бинош, здесь он делает интересный шаг. Это история о двух семьях: туристах-аристократах, которых играют известные актеры, и бедняках-каннибалах, которых изображают обычные люди. Как и в «Кенкене», в центре повествования расследование идиотов-полицейских, что настораживает, ибо намечается произнесенная два раза шутка. Скрещиваем пальцы и все равно ждем.

В прокате с 7 июля


Неизвестная / La fille inconnue
реж. Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн

Врач, закончив работать, не пускает на порог девушку, которую на следующее утро находят мертвой. Потеряв покой, медицинский работник во что бы то ни стало желает узнать, кем была умершая. В основу сюжета положена традиционная для Дарденнов моральная дилемма, и они умеют снимать такие истории как никто другой. Насчет данного фильма мнения доносились не столь радужные — мол, далеко не лучшая картина братьев — но тут надо понять, что даже в этом случае лента стоит многого и к просмотру обязательна.

В прокате с 17 ноября


Стоять прямо / Rester vertical
реж. Ален Гироди

В 2013 году Гироди разорвал Каннский фестиваль «Незнакомцем у озера» — откровенным гей-триллером о сексе и любви — получив премию за лучшую режиссуру в «Особом взгляде». В этом году Гироди приехал уже на основной конкурс с лентой еще более радикальной и более близкой к сюрреалистическому раннему творчеству.


Бесконечная поэзия / Poesía sin fin
реж. Алехандро Ходоровски

Вернувшийся в 2013 году из творческого отпуска великий чилийский классик сюрреализма продолжает выводить на экране свою жизнь, преломленную в причудливых линзах калейдоскопа Ходоровски. Впрочем, на этот раз обещают куда менее экспериментальный и более зрительский подход в духе Феллини.


КЕ-ДЫ
реж. Сергей Соловьев

Новый фильм Сергея Соловьева пока что выглядит довольно пугающе: энергичные, но любительские трейлеры с Бастой в качестве саундтрека надежды на светлое будущее что-то не вселяют. Однако ждать «КЕ-ДЫ» все равно стоит — Сергей Александрович даже в самых спорных своих лентах умудряется то и дело попадать в нерв времени. Не говоря уже о том, что мало кто у нас умеет так точно передавать дикий дух молодости.


Мимозы / Mimosas
реж. Оливер Лакс

Главный приз на неделе критиков в Каннах. Экстремальный по подаче около-вестерн, вдохновленный такими режиссерами, как Бен Риверс и Лисандро Алонсо, «Мимозы» явно не обещает легкого просмотра — медитативное кино мало кому приходится по душе. Фильмам вышеупомянутых режиссеров довелось увидеть много уходящих зрителей, но те, кто останутся, будут вознаграждены.


Куда бы еще вторгнуться / Where To Invade Next
реж. Майкл Мур

Очередной документальный фильм главного ниспровергателя американского общества и политической стратегии Майкла Мура, который, кажется, окончательно ушел в фарсовый стиль. В этот раз Мур путешествует по странам, выясняя, насколько они будут полезны для США в случае захвата. Ругают, как водится, за однобокость, но Мур никогда и не славился глобальным взглядом на проблему, а отрезвляющие уколы без промедлений всегда хорошо ему удавались.


План Мэгги / Maggie's Plan
реж. Ребекка Миллер

Мэгги (Грета Гервиг) решает избавиться от одиночества и завести ребенка через искусственное оплодотворение, но сразу после этого в ее жизнь врывается харизматичный писатель (Итан Хоук) с намерением быть вместе. Сначала все довольны, но потом приходит быт, и уже нужен новый план для счастья, который может помочь Мэгги осуществить только бывшая жена ее возлюбленного (Джулианна Мур). Фильм мягко и ненавязчиво затрагивает социальные темы, обыгрывая их таким образом, что при всей злободневности ситуации хочется только смеяться и больше никогда в жизни не хмурить брови. Так что, если вы хотите приятно провести время и посмотреть на звездный каст, эта картина для вас.


Машина любви
реж. Павел Руминов

Один из самых неоднозначных и плодовитых режиссеров России Павел Руминов забрел на территорию Гаспара Ноэ и снял порно про любовь, основанное к тому же на личном опыте. Впрочем, диковатые, но (чего уж там) интригующие тизеры навевают мысли скорее о гетеросексуальном варианте Брюса Ля Брюса, что, если честно, даже интереснее.


Солярис. Восстановленная версия
1972, реж. Андрей Тарковский

Вряд ли нуждающийся в представлении шедевр Андрея Тарковского покажут в восстановленной версии, изначально привезенной на Каннский фестиваль.


Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080 / Jeanne Dielman, 23, quai du Commerce, 1080 Bruxelles
1975, реж. Шанталь Акерман

5 октября 2015 года из жизни добровольно ушла Шанталь Акерман, один из известнейших авангардных режиссеров. На ММКФ будет показан ее первый полнометражный фильм, запечатлевающий три дня женщины, следящей за своим ребенком и занимающейся проституцией. Из-за казалось бы незначительных событий в ней происходит слом, заставляющий обрести себя заново. В главной роли великая Дельфина Сейриг.


Конкурсная программа

Как водится, конкурс на ММКФ довольно блеклый — все самое лучшее и громкое собрано в других программах, где могут показываться уже представленные на фестивалях картины. Что удивляет, так это наличие только одного русского фильма — «Монах и бес» Николая Досталя, который и становится наиболее интересным среди конкурсантов. Намечается антиклерикальная фантастическая комедия о бесовщине — за результат ручаться не приходится, но в случае удачи будет радостно.
Для поклонников Пазолини в конкурсе есть «Козни» — фильм о последних днях великого режиссера (Феррара, видимо, не все исчерпал).
Потенциально интересным выглядит дебют «37» Пук Грастен, основанный на реальном случае изнасилования и убийства жительницы Бруклина, свидетелем которого были 37 человек, но никто из них не попытался помешать.
Есть фильмы ветеранов вроде Руя Герры и Януша Маевского, но про них сказать что-то сложно, они давно исчезли из поля зрения. Остальное — по большей части восточноевропейское малоизвестное и скорее для энтузиастов и страноведов.


Программа «Российское кино. Год и век»

В рамках данной программы будет показано множество культовых советских фильмов и мультфильмов, среди которых такие шедевры, как «Человек с киноаппаратом» и «Киноглаз» Дзиги Вертова, «Я — Куба» Михаила Калатозова, «Планета бурь» Павла Клушанцева, «Ежик в тумане» и «Сказка сказок» Юрия Норштейна и другие. Многие показы пройдут бесплатно по предварительной регистрации в Государственной Третьяковской Галерее, так что не забывайте записываться заранее.


Подробную информацию о ММКФ можно узнать на официальном сайте.

Оставайтесь с нами, скоро будут отчеты с фестиваля.

Анастасия Муяссарова, Сергей Кощеев, Мария Ремига