Потерянный уик-энд: 5 фильмов для домашнего просмотра, которые вы могли пропустить

Квир-ромком, детективный кино-анекдот про лузера и комедия с расчлененкой для всей семьи — выбрали пять относительно новых фильмов (их онлайн-релизы состоялись в январе) для домашнего просмотра, которые в России прошли мимом радаров (кроме квир-ромкома, там все-таки Кристен Стюарт, но считайте это лирическим отступлением).


Happiest Season / Самый счастливый сезон
реж. Клеа ДюВалл

Эбби (Кристен Стюарт) любит Харпер (Маккензи Дэвис) и собирается сделать ей предложение под Рождество. Праздник девушки планируют отмечать с семьей Харпер (родители Эбби умерли), правда, есть один нюанс: они не знают, что их дочь встречается с девушкой.

Квир-ромкомы пока еще проходят по ведомству обитателей Красной книги, поэтому каждому радуешься как ребенок. Кроме того, трудно не завысить ожидания фильму, где
главную пару играют Кристен Стюарт и Маккензи Дэвис, а на втором плане — Обри Плаза и Элисон Бри (снова гениально изображающая подавленный невроз замужней женщины, по сути ее роль здесь — более строгая версия персонажа из «Девушка, подающей надежды»). Но, пытаясь вписать ЛГБТК-героев в норму, Клеа ДюВалл невольно откатывается к базовым настройкам жанра, где главное — комичная атмосфера и красивые лица, а все остальное позволяет некоторую степень небрежности.

Чисто драматургически — это традиционная сказка про обретение себя и силу любви: пройдя через препятствия в виде сомнений, страхов, бывших и одну разбитую об голову картину, героини, конечно же, обретут счастье и гармонию. У ДюВалл легкая режиссерская рука, но до обидного мало амбиций: призраки ромком-клише витают тут и там, а финальная патока выглядит весьма сомнительной — учитывая, какую токсичность демонстрируют всю дорогу добрая половина персонажей. Впрочем, иногда отличные актрисы и незатейливо-приятные шутки — это действительно все, что нужно. Тем более, что невозможно хотя бы чуть-чуть не полюбить фильм, где Кристен Стюарт несколько секунд смотрит на постеры молодого Джоша Хартнетта с презрительным недоумением.

Платформа: Okko, Ivi

Мария Ремига


Yalda, a Night for Forgiveness / Ялда — ночь прощения
реж. Масуд Бахши

Марьям, девушка с испуганно-кротким лицом, участвует в телешоу. Прямой эфир модерируют в лучших традициях Андрея Малахова, однако от него зависит жизнь девушки. Дело в том, что она пришла на телевидение с целью убедить дочь своего бывшего мужа Насера простить ее. Если Марьям не добьется своей цели, то отправится на смертную казнь, поскольку случайно убила супруга.

Красивое слово Ялда, вынесенное в название фильма, — это праздник в Иране, ночь зимнего солнцестояния, когда можно простить человеку все. Собственно, телешоу, за которое цепляется Марьям, называется «Радость прощения и обычно все заканчивается благостно: всеобщим примирением. Однако Моне, дочери Насера, очень трудно перешагнуть тот рубеж, где милосердие вроде бы как должно перекрыть желание кровной мести. Этот психологический слом утоплен в шуме и гама плакатного реалити, отчего звучит еще пронзительнее — возможно, именно эта нота помогла фильму выиграть главный приз в программе «Зарубежное драматическое кино» фестиваля «Сандэнс» в прошлом году.

При этом не сказать, что «Ялда» хватает за грудки или берет в плен — это очень динамичная драма, скучно не будет, но не более. Режиссеру Масуду Бахши (которого пытливый зритель может знать по доку «Тегеран, Тегеран» или драме «Почтенное семейство», попавшей в параллельную программу Каннского фестиваля) хватает драйва сделать из сложной моральной дилеммы аттракцион, однако это не слишком изобретательное кино — зато с по-своему красивым финалом.

Платформа: Okko, Кинопоиск HD

Мария Ремига


The Kid Detective / Юный детектив
реж. Ивэн Морган

Эйб Эпплбаум когда-то был маленькой звездой провинциального города — «ребенком-детективом», который в своем офисе (то есть в домике на дереве) как орехи щелкал дела о пропаже конфет и денег на благотворительность. Слава закончилась, когда его подругу похитили, а он, в силу возраста и неопытности, так и не смог ее найти. Теперь Эйбу за тридцать, он угрюмый неудачник и все так же решает плевые дела о сбежавших котах. И вдруг одна школьница нанимает его расследовать жестокое убийство бойфренда.

«Юный детектив» — такой кино-анекдот, целиком выросший из остроумного предложения «что, если?»: а давайте покажем, что происходит с юными дарованиями, когда их детские победы разбиваются о жестокую взрослую реальность. Весьма распространенная проблема (а уж для Голливуда тем более, вспомните хоть ту же Линдси Лохан) оборачивается в залихватскую игру с детективным жанром: реальное преступление Эйб пытается расследовать методами из бульварных книг или старых фильмов, в которых он всегда еще во втором акте угадывал злодея. При всем этом «Юный детектив» еще и очень классно написан, очень, так сказать, по-детективному: здесь полно шуток-улик, тянущихся через всю историю и обязательно «выстреливающих» к финалу.

Платформа: Okko, Ivi, Кинопоиск HD

Ефим Гугнин


MLK/FBI / МЛК/ФБР
реж. Сэмюэл Д. Поллард

Неудивительно, что год, отмеченный ростом движения BLM и протестами против полицейского произвола, подарил зрителям сразу три фильма о значимых для движения фигурах за гражданские права афроамериканцев и их напряженных отношениях с властями: «Одна ночь в Майами» (Малкольм Икс), «Иуда и черный мессия» (Фред Хэмптон), «МЛК/ФБР» (Мартин Лютер Кинг). Каждый из них выбрал для борьбы за равноправие собственные методы, каждый из них был убит за политический активизм.

Главное достижение «МЛК/ФБР» в том, что этот документальный фильм без лишнего драматизма демонстрирует цену, которую Кинг заплатил за свою деятельность. Через два дня после мирного марша на Вашингтон и легендарной речи «У меня есть мечта» замдиректор ФБР Уильям Салливан назвал Кинга «самым опасным негром в Америке» и призвал использовать любые ресурсы, чтобы его уничтожить. В ход шло все: слежка, прослушка, слив личных данных, травля в СМИ. В таких условиях Кинг прожил пять лет — до убийства в апреле 1968-го.

Фильм Полларда полностью соответствует своему лаконичному названию — деятельность Кинга зарифмован с неоднозначной деятельностью ФБР тех лет: закадровые монологи историков и зернистая архивная пленка знакомят зрителя с главными победами активиста и его методами ненасильственного протеста, а также с поп-культурной пропагандой бюро против движения за равноправие. Итоговый результат безусловно убедителен, но не всегда выглядит достаточно эффектно и шокирующе, как на то рассчитывали создатели.

Одна из причин — большинство документов по слежке за Кингом будут опубликованы только в 2027 году. Это не значит, что у фильма проблемы с доказательной базой, он и в нынешнем виде с помощью «фактов и логики» успешно макает ФБР в лужу и стыдит за один из самых мрачных периодов в истории бюро. Впрочем, его главная заслуга все же в том, что он очень своевременно вслух проговаривает очевидное: история повторяет себя, а нынешние социо-политические проблемы США — это эхо нерешенных вопросов турбулентной эпохи 60-х.

Платформа: Amazon US

Алихан Исрапилов


PG (Psycho Goreman) / Псих-расчленитель
реж. Стивен Костански

Брат и сестра откапывают таинственный артефакт в своем дворе и ложатся спать, не подозревая, что тем самым они высвободили настоящее чудовище. На следующий день по городу расхаживает инопланетный маньяк, одержимый жаждой убийства и разрушения вселенной. Впрочем, есть один нюанс: в руки девочки попал камень, с помощью которого она может управлять космическим гостем. Дав ему имя Псих-расчленитель (кратко — PG, что отсылает к возрастному рейтингу Parental guidance suggested), они делают из него игрушку. Теперь грозный злодей вынужден разделять их дурацкие забавы и уживаться среди малолеток.

Стивен Костански — один из членов творческого объединения Astron-6. Эта канадская студия на протяжении всего своего существования мастерски подражала эксплуатационным фильмам второй половины XX века и, в частности, здорово подхватывала эстетику «Тромы», чьи циничные кровавые хиты стали эталоном жанра. Однако время прошло и Костански, равно как и другие участники Astron-6, разбежались по собственным проектам. Сначала Стивен выпустил неожиданно серьезную (прежде всего для себя) «Тесноту», напоминающую карпентеровские герметичные хорроры, затем — очередной сиквел «Лепрекона», который немного встряхнул богом забытую франшизу, славившуюся лишь черным юмором и дерзкими убийствами, а теперь вот, кажется, решил объединить опыт двух этих фильмов в одну картину.

«Псих-расчленитель» больше напоминает ранние работы Astron-6 вроде «Дня отца» (о маньяке, который насилует и убивает отцов) или «Мэнборга» (дешевый сай-фай-эпик с резиновыми масками и дешевыми эффектами). Впрочем, в нем все же больше рефлексии, осмысленности и одной лишь ироничной стилизацией он не отделывается. Как и в других фильмах Костански, здесь по-прежнему полно крови, взрывающихся и отрывающихся голов, каких-то совершенно жутких персонажей (своего друга брат с сестрой превращают в гигантский хлюпающий мозг), но выглядит это, как ни странно, безобидно и мило. И даже глупые трюизмы о семье тут не просто так и уж тем более не для отработки шаблона: Костански, делавший несмотрибельный для многих эксплотейшен зрительским и смешным, сейчас превращает его в наивно детский. Как будто «Дети шпионов» встретили «Токсичного мстителя» и, в общем-то, неплохо провели время за полуторачасовым дуракавалянием.

Платформа: Amazon US

Владислав Шуравин