И друг мой ноутбук: 7 фильмов для домашнего просмотра в марте
Cinemaholics Team,

Специальное предложение для тех, кому лень выходить из дома: собрали все самое интересное, что появилось в сети за последнее время. Вас ждут фестивальные хиты, номинант на премию «Оскар» и провальный фильм Роберта Земекиса.

Прошлый выпуск рубрики можно прочитать здесь.


Петерлоо / Peterloo
реж. Майк Ли

«Петерлоо» Майка Ли — великая картина великого художника. Его экранизация знаменитой манчестерской бойни – будто ожившее полотно Делакруа, красивое и мастерски сделанное кино.

Действие разгоняется с такой же скоростью, как и сюжет в книгах большинства классиков 19-го века, то есть очень медленно. За это время мы знакомимся со всеми героями (их много), каждого из которых узнаем чуть ли не лучше себя, и погружаемся в атмосферу того времени. В фильме довольно много пересекающихся линий с разными персонажами, но зритель все равно не теряет фокус и не путается в лицах.

Атмосфера постепенно накаляется, и чем ближе мы подходим непосредственно к финальной битве, тем сильнее в воздухе ощущается напряжение и предчувствие трагедии. Кульминационная сцена просто до неприличия хороша (Майк Ли утверждает, что это благодаря оскароносному монтажеру Джону Грегори). Чем ближе к финалу, тем больше думаешь о том, что всего можно было избежать. Ощущение примерно такое же, как при пересмотре «Титаника», когда тайком надеешься, что на этот раз Лео не умрет.


День Победы / Victory Day
реж. Сергей Лозница

Трептов-парк в Берлине — один из самых крупных мемориалов, посвященных Второй Мировой Войне. Каждый год на 9 мая сотни людей со всего света (но по большей части, конечно, из стран СНГ) приезжают сюда, чтобы почтить память предков. С раннего утра до позднего вечера они расхаживают по месту захоронения тысяч солдат с красными флагами и в военной форме, распевают патриотические песни и делают селфи с памятниками. На целый день это место превращается в центр какого-то странного обряда, где соседствует искренняя гордость и банальная жажда внимания, где времена смешиваются в едином потоке людей, для которых День Победы давно приобрел какой-то свой, далекий от изначального, смысл.

После, мягко говоря, неоднозначной игровой картины «Кроткая» Сергей Лозница вернулся в формат документального кино, где он, судя по всему, чувствует себя на порядок увереннее. «День победы» очень аккуратно и ненавязчиво обнажает целый пласт пост-советской культуры и не самых приятных особенностей менталитета, на которые мы обращаем катастрофически мало внимания. Без единой постановочной сцены, подготовленного интервью или банального закадрового голоса Лозница показывает ужасающий диссонанс между тем, за что боролись солдаты в 40-х и тем, как их подвиг увековечен в сознании предков. На протяжении всех полутора часов хронометража на экране происходит полнейший абсурд, который, тем не менее, мы все давно воспринимаем как нечто обыденное: символика байкерских клубов на фоне статуи безымянному солдату; танцы на костях под невеселые военные песни, перемешанные с Олегом Газмановым.


Стэн и Олли / Stan & Ollie
реж. Джон С. Бейрд

Трогательное, удивительно британское по интонации кино о знаменитом комедийном дуэте «Лорел и Харди» от режиссера народного хита «Грязь». Фильм умудрился пролететь мимо почти всех радаров, но спишем это на то, что справедливости в принципе нет.

Картина показывает расцвет (30-е) и закат (конец 50-х) карьеры комиков; Стэна играет Стив Куган, Олли, соотвественно, Джон Си Райли. Оба блистательны, но у Райли слегка синдром Кристиана Бейла, поскольку он в гриме и в полтора раза больше, чем обычно, поэтому Куган запоминается лучше. От падения в порочный формат а-ля Том Хупер фильм спасает деликатный сценарий и неожиданная способность режиссера проговаривать самое главное вполголоса и как будто бы мимоходом. Кроме того, картину визуально замечательно расцветил Лори Роуз, постоянный оператор Бена Уитли.


Ее запах / Her Smell
реж. Алекс Росс Перри

Надежда американского независимого кино Алекс Росс Перри продолжает снимать фильмы с практически годовым интервалом. «Ее запах» — картина, явно выбивающаяся из его режиссерской фильмографии о страдающих интеллектуалах. Сюжет выстроен вокруг вокалистки некогда популярной панк-группы, которая давно достигла дна. Она всеми силами пытается завязать с алкоголем, по-человечески поговорить с бывшим мужем и вновь поймать вдохновение, благодаря которому ее группа когда-то стала известной.

«Ее запах» явно написан под Элизабет Мосс: она тут — пускай и стянув все одеяло на себя — сыграла одну из лучших ролей в карьере. А что до самого Перри, то здесь, несмотря на вышибающую дух первую половину, все те же кивки в сторону Кассаветиса с неплохим рассуждением о творческой деградации.


Работа без авторства / Werk ohne Autor
реж. Флориан Хенкель фон Доннерсмарк

Сюжет фильма «Работа без авторства» частично основывается на истории жизни Герхарда Рихтера. Переживший все ужасы войны, Курт (Том Шиллинг) решает стать художником. Он поступает в академию, где знакомится со своей будущей женой, а затем они вместе несутся от идей социализма в западную Германию.

Своим новым фильмом Доннерсмарк, кажется, извинился перед всеми за «Туриста» и напомнил нам о существовании «Жизни других». В «Работе без авторства» сплетаются в клубок идеи нацизма, коммунистические теории и любовь, способная преодолеть любые препятствия. С технической точки зрения к картине претензий нет, кроме того, за три часа режиссер ни разу не скатывается в манипулятивную драму и не пытается выбить из зрителя слезу любой ценой.

Обычно режиссеры выбирают конкретный период истории (либо до войны, либо после), Доннесмарк же сумел вместить в фильм целое исследование не только о всей Германии 20-го века, но и о внешних изменениях в обществе, довольно призрачных. Бывшие нацисты снова занимают свои должности, а ограниченный взгляд на искусство в одном режиме заменяется другим, но все также ограниченным.


Асако 1 и 2 / Netemo sametemo
реж. Рюсукэ Хамагути

Рюсукэ Хамагути, режиссер пятичасового синефильского сокровища «Счастливый час», дорос до основного конкурса Каннского кинофестиваля. В прошлом году на Круазетт он привез «Асако 1 и 2» — лиричную историю студентки Асако, влюбившуюся в своенравного Баку, который через какое-то время тихо сольется из ее жизни. Через два года она встретит Рюохея — точную копию своего бывшего, но без мудацкого характера.

Эту сложную, запутанную и под завязку набитую повторами, мелкими деталями и параллелями историю легче всего назвать гибридом «Головокружения» Хичкока и
мыльной оперы. Впрочем, сценарий Хамагути и вовсе напоминает эссе о природе любви: в треугольнике Асако-Баку-Рюохей ему важнее понять, почему люди влюбляются, а не как они любят.


Удивительный мир Марвена / Welcome to Marwen
реж. Роберт Земекис

Новый фильм Роберта Земекиса, который по трейлеру выглядел как лучшее кино на свете, критики уничтожили — настолько жестоко, что его российскую премьеру оперативно отменили. Но, как абсолютно точно замечает старая пословица, не так страшен черт, как его малюют. «Удивительный мир Марвена» — действительно манипулятивный, неровный и слишком пытающийся встроить историю в повестку дня (достаточно лишь посмотреть, на сколько тонов светлее стала кожа главных злодеев), но почти милый в своем полном непонимании, как и что он хочет рассказать.

И все же, если вам действительно интересна сложная история Марка Хоганкэмпа — художника, которого до полусмерти избили за его любовь к женским туфлям, который потерял память и способность рисовать и, построив во дворе модель бельгийской деревушки времен Второй Мировой, полностью погрузился в фантазии, то лучше посмотреть документальный фильм «Марвенкол», на который во многом опирался и Земекис. Потому что, как бы ни старался Стив Карелл (а он здесь, как обычно, прекрасен), «Удивительный мир Марвена» предлагает слишком односторонний и плоский взгляд на эту невероятно занятную личность.