22 июня стартовал 39-й Московский международный кинофестиваль. В программе по традиции много ласточек с Берлинского и Каннского фестивалей, Лав Диас (ура) и занятные ретроспективы.
И, как всегда, наш гид спешит на помощь тем, кто боится насмерть запутаться в обширном расписании фестиваля.
Конкурс:
Kaiken se kestää / Звездачи
dir. Visa Koiso-Kanttila
Небольшой патриархальный город на севере Финляндии, 70-е годы. Два тринадцатилетних подростка проходят трудный путь взросления, пока весь остальной мир трясет от разрушения традиционных устоев и сексуальной революции. Довольно типичная для фестивального кино тема в руках финнов может обернуться чем угодно, но, судя по всему, зрителя ждет нечто среднее между драмой и триллером.
Die beste aller Welten / Лучший из миров
dir. Adrian Goiginger
Напряженные драмы с мощной социальной подоплекой — обязательный пункт практически любого кинофестиваля. В конкурсе ММКФ галочка проставлена: «Лучший из миров» рассказывает печальную историю Адриана, чья мать никак не может сделать выбор между героином и любовью к сыну. Вся надежда на курс реабилитации, но чтобы его пройти, ей придется на время отправить мальчика в детский дом.
Купи меня
реж. Вадим Перельман
Драма о трех девушках, блуждающих в поисках богатства и успеха, от создателей сериала «Измены» — режиссера Вадима Перельмана и сценаристки Дарьи Грацевич. В главных ролях — Юлия Хлынина, Светлана Устинова и Анна Адамович (Лядовой, увы, нет). Авторы пытаются проанализировать причины потребительского образа жизни и даже в какой-то мере поставить ему диагноз. Насколько им это удалось — вопрос открытый.
Внеконкурсная программа:
120 Beats Per Minute / 120 ударов в минуту
dir. Robin Campillo
Париж, 90-е. СПИД уже давно перестал быть болезнью маргиналов. Главный герой Натан вступает в активистскую организацию Act Up Paris, которая пытается привлечь общественное внимание к проблеме стремительного распространения ВИЧ-эпидемии (весьма радикальными методами, стоит отметить) и заставить правительство принять хоть какие-то меры.
Робен Кампийо, постоянный сценарист Лорана Канте, снял крепкую добротную драму на остросоциальную тему: виртуозное владение материалом, отличная актерская игра, точная режиссура. Прорыва в стратосферу, правда, не случилось, ничего принципиально нового режиссер зрителю не предлагает, но любителям картин в жанре «хорошее фестивальное кино без претензий» советуем взять ленту на заметку.
Гран-при жюри Каннского фестиваля-2017
Le Redoutable / Молодой Годар
dir. Michel Hazanavicius
1967-й год. Великий и ужасный Жан-Люк Годар снимает свой пропагандистский фильм «Китаянка» с Анн Вяземски в главной роли. Спустя год «Китаянка» получит неоднозначные отзывы, Анн уже будет женой Годара, а сам режиссер выйдет на демонстрации и будет бороться с кризисом — национальным и личностным.
Взяться за биографию такого священного животного, как Годар, и не попасть при этом под град критики — миссия на грани невыполнимой. Думается, еще немало копий будет сломано в спорах о том, надо ли надрать уши съемочной команде за слишком «приземленный» портрет гения. Мишель Хазанавичус, не мудрствуя лукаво, превратил насыщенный творческий путь великого француза в бодрый, но необязательный ромком, который гарантированно взбесит тех, кто до сих пор трепетно хранит под подушкой плакатик «Безумного Пьеро». Зато зрителю, не завороженному годаровской магией картина вполне может понравиться — не в последнюю очередь из-за убедительных актерских работ Луи Гарреля и Стейси Мартин.
La mort de Louis XIV / Смерть Людовика 14
dir. Albert Serra
Фильм описывает события 1715 года, когда король-солнце Людовик XIV во время прогулки неожиданно почувствовал боль в ноге, что впоследствии привело его к смерти. Однако перед этим было еще много часов агонии, бесчисленное количество врачей, которые скорее продлевали мучения, чем лечили, и многое другое. Картина получила главный приз на кинофестивале в Локарно, а в Каннах ее называли одной из самых красивых лент внеконкурсной программы. В качестве вишенки на торте — главную роль исполняет легенда французской новой волны Жан-Пьер Лео.
Un Beau Soleil Interieur / Впусти солнце
dir. Claire Denis
Новая картина Клер Дени на стыке ромкома и трагикомедии повествует об Изабель (Жюльет Бинош), женщине невероятного обаяния, которая прыгает из одних мужских рук в другие в поисках «того самого». Предметом шуток у Дени выступают частые перепады настроения главной героини и поведение окружающих ее любовников, которые представляют разные типажи. Здесь есть богатый женатый мужчина, неуверенный в себе сосед из френдзоны, парень с тонкой душевной организацией, которая мешает ему принимать решения, и бывший, который иногда не бывший.
Хотя в картине есть околодраматичные моменты, вряд ли Дени ставила перед собой цель вызвать жалость к главной героине: это, скорее, карикатура на распространенный в современном обществе образ жизни. При всем этом фильм получился легким, почти невесомым: смотрится на одном дыхании, очаровывает в два счета, забывается практически мгновенно.
Jeannette l'enfance de Jeanne d'Arc / Жаннетт: Детство Жанны д'Арк
dir. Bruno Dumont
«Жаннетт» — мюзикл о детстве Жанны д'Арк с элементами металкора, брэйкбита и чего только не. Вот уже третий фильм Дюмон выступает в жанре комедии, но на этот раз получается скорее странно, чем смешно. В картине хватает ударных моментов (однозначная удача — читающий реплики рэпом дядя Жанны), но в основном режиссер бьет мимо цели. Так в итоге и не понимаешь, издевается ли Дюмон над жанром как таковым или просто гримасничает в свое удовольствие.
Ang babaeng humayo / Женщина, которая ушла
dir. Lav Diaz
Новый фильм филиппинского классика основан на рассказе Льва Толстого «Бог правду видит, да не скоро скажет», только действие происходит в 1997 году на Филиппинах, и вместо купца Аксенова в колонию попадает женщина по имени Хораша. Фильм, как всегда, сделан за скромные деньги, а режиссер выступил также в качестве сценариста, продюсера и оператора картины. Красивое, негромкое, гипнотическое кино — Диас в лучшем виде.
Золотой лев Венецианского фестиваля-2016
The Beguiled / Роковое искушение
dir. Sofia Coppola
Во времена Гражданской войны в США раненый янки Джон МакБарни сбегает с поля боя и прячется в лесу, истекая кровью. Его находит юная ученица из школы-интерната для девушек и отводит в укрытие. Надзирательница мисс Марта, учительница Эдвина и четверо послушниц поначалу были не в восторге от такой компании и хотели сдать его конфедерантам, но решили подождать, пока у того заживут раны. С ходом времени каждая из девушек попадает под очарование капрала, что неизбежно приводит к печальным последствиям.
The Beguiled — ремейк ленты 1971 года «Обманутый» с Клинтом Иствудом в главной роли, из которого Коппола выкинула христианскую подоплеку и антивоенный пафос. Промолчав, казалось бы, о главном, София сняла элегантный почти-что триллер с колоритом южной готики и самыми красивыми женщинами на свете.
Приза за режиссуру Каннского фестиваля-2017
I Am Not Your Negro / Я не ваш негр
dir. Raoul Peck
Писатель Джеймс Болдуин рассказывает о трех своих друзьях, чьи имена знакомы всем — Мартин Лютер Кинг, Малькольм Икс и Медгара Эверс. Почти не касаясь рабства, он сосредотачивается на XX веке, исследуя историю афроамериканского народа через представление о нем в кинематографе, рекламе и музыке. Особый акцент сделан на борьбе за равные права во времена сегрегации и ее жертвах. Фильм высоко оценили на Берлинском фестивале, а позже он был номинирован на «Оскар». Восторги заслуженны: Рауль Пек работает с болезненной темой с близкого расстояния, но без лишних сантиментов, превращая сухой исторический материал в захватывающую историю взлетов и падений.
Toivon tuolla puolen / По ту сторону надежды
dir. Aki Kaurismäki
Уставший мужчина по имени Викстрем уходит от жены, продает свой магазин, и покупает взамен ресторан, находящийся в откровенном упадке. В наследство Висктрему достается персонал заведения, обладающий выдающимися способностями в области выклянчивания аванса. Вскоре к ним прибавляется беженец из Сирии Халед (Шерван Хаджи), чья сестра потерялась в ходе преодоления многочисленных границ. У Халеда нет денег, работы и гражданства, однако Викстрем устраивает его в свой ресторан, чем избавляет от главных проблем — до поры до времени.
Вроде-бы-как прощальный фильм маэстро меланхолии Аки Каурисмяки по традиции пленных не берет: простая история о человеческом одиночестве рассказана с такой пронзительной интонацией, что защемит в груди даже у камня в лесу. При этом здесь нет ни капли сентиментальности или попытки вышибить слезу у зрителя — финский гений по-прежнему не желает подслащивать горькую пилюлю правды.
Teströl és lélekröl / О теле и душе
dir. Ildikó Enyedi
Эндре работает на скотобойне директором, ведет размеренную жизнь и видит красивые сны про дикую природу. В этих снах он грациозно бродит оленем по заснеженным лесам и робко пытается завязать дружбу с таким же грациозным рогатым существом женского пола. Казалось бы, ничего особенного, но в один прекрасный день выясняется, что точно такие же сны видит новая сотрудница, аутичная блондинка Мария.
Упоительно красивый и тихий фильм, неожиданно для всех выигравший в этом году Берлинский фестиваль, после победы обаятельно растворился в воздухе, но, кажется, так даже лучше. В силу своей природы он не располагает к громким восторгам да и на полку «обязательно посоветуй другу» тоже вряд ли попадет, но есть в нем что-то гипнотическое — даже несмотря на банальную фрейдистскую подоплеку.
Una mujer fantástica / Фантастическая женщина
dir. Sebastián Lelio
Марина (Даниэла Вега) работает певицей в баре. Свой день рождения она отмечает со своим возлюбленным Орландо (Франсиско Рейес). Влюбленные выглядят совершенно обычной парой и после бурного праздника отправляются домой, но ночью мужчине становится плохо. Марина везет его в больницу, но там Орландо умирает, и ей приходится связаться с его семьей, что разжигает конфликт не только потому, что она была любовницей женатого мужчины, но и по той причине, что Марина — не самая обычная женщина.
Снять транссексуала в роли транссексуала изначально было довольно амбициозной идеей. Но в данном случае все сложилось как надо: режиссер Себастьян Лелио мастерски воплотил конфликт души и чужого тела. Примечательно, что фильм не является надрывной исповедью о том, как тяжело живется трансгендерам в мире, в этой истории хватает изящества, поэтому приз за лучший сценарий на Берлинале вполне оправдан.
Pokot / След зверя
dir. Agniezska Holland
Бывшая учительница английского языка, а ныне «хозяйка леса» Джанина Душейко (Агнешка Мандат-Грабка) крайне агрессивно относится к сезону охоты и местным политическим властям. Однажды вечером пропадают две ее любимые собаки, и она обращается в полицию с жалобой на браконьеров. Так как в небольшом польском городке это все очень тесно связано, женщина оказывается в центре круговорота опасных событий.
Фильм разделен на месяцы охотничьего сезона в Польше. Таким образом режиссер показывает беспомощность и уязвимость животного мира, но не только звери находятся в опасности постоянно, Агнешка акцентирует внимание на отдельной группе людей, которые пытаются сформировать маленькую оппозицию. Режиссер описывает свой фильм как «немного от Тарантино и немного от сказки», и таким образом «След зверя» превращается из детектива в невообразимую фантасмагорию.
Ana, mon amour / Ана, любовь моя
dir. Călin Peter Netzer
За свой предыдущий фильм «Поза ребенка» Калин Питер Нецер получил главный фильм Берлинского кинофестиваля. Его новая картина «Ана, любовь моя» рассказывает о любви двух персонажей, которая начинается со знакомства на студенческой вечеринке. Это могла бы быть совершенно банальная история любви, но среди других фильмов на эту тему ее выделяет экстраординарный монтаж. Динамика фильма не даст вздохнуть или задуматься даже на минуту, а течение времени можно угадать исключительно по тому, как меняется стиль героев и как они стремительно взрослеют. Румыны всегда стремятся к исключительной реалистичности, и здесь рядового зрителя могут шокировать слишком натуралистичный секс, панические атаки Аны и прочие откровенные подробности жизни героев.
Специальные показы:
Ретроспектива Евгения Юфита
В конце прошлого года не стало Евгения Юфита — одного из основателей «параллельного кино», шедшего вразрез как с арт-хаусом, так и с коммерческим кинематографом. Второго такого режиссера, пожалуй, действительно не было и вряд ли будет, поэтому не стоит упускать шанс посмотреть его работы на большом экране — это по-своему бесценный и уж точно неповторимый опыт.
Полное расписание фестиваля смотрите здесь.