72-й Каннский кинофестиваль: Выбор редакции

По традиции собрали лучшие (читать как «любимые») фильмы прошедшего Каннского кинофестиваля. В число фаворитов попали Квентин Дюпье с курткой-убийцей, Педро Альмодовар с воспоминаниями о былом, Роберт Эггерс с загадочным маяком, Терренс Малик с размышлениями о Боге, Ксавье Долан с первой любовью и Гаспар Ноэ с инфернальными свистоплясками.


Gisaengchung / Паразиты
реж. Пон Чжун-Хо, в ролях: Сон Кан-хо, Ли Сон-гюн, Чо Ё-джон, Чхве У-щик, Пак Со-дам

Наплевав на жанровую чистоту, Джун-хо сделал технически совершенный фильм и в очередной раз напомнил нам, что он чертовски хорош. «Паразиты» — уморительная и пропитанная едкой иронией картина, между строк которой – размышления о колоссальном разрыве между социальными классами. Это кино, которое постоянно меняется на наших глазах — от драмы к комедии, от комедии к триллеру, — и при этом не расползается по швам, а только прибавляет в масштабе с каждой новой метаморфозой. Зритель ждет, что фильм остановится на чем-то одном и успокоится, но он продолжает мутировать, как пресловутый паразит, пытающийся полностью захватить своего хозяина.

Подробнее читайте в нашей рецензии


Матиас и Максим / Matthias & Maxime
реж. Ксавье Долан, в ролях: Ксавье Долан, Харрис Дикинсон, Энн Дорваль, Катрин Брунет

По всей видимости, канадский вундеркинд решил на время отказаться от экспериментов: «Матиас и Максим» — квинтэссенция его ранних работ («Воображаемая любовь», «Я убил свою маму»), принесших Долану мировое признание и популярность. Это история о двух друзьях детства, Матиасе и Максиме, между которыми разгорается страсть после участия в студенческом фильме. В роли Максима — сам Долан, в роли Матиаса — томный кудрявый красавчик, дебютант в большом кино Габриел Фрейтас.

Без надрывной драмы и грусти Долан рассказывает историю любви в приятных осенних фильтрах. Музыкальное сопровождение — одна из главных фишек режиссера — на этот раз удивительно минимализировано до мелодий фортепьяно, обрамляющих настрой каждой отдельной сцены. И, несмотря на то, что в центре сюжета типичная для Долана тема, режиссер все-таки отказывается играть по привычным нотам, выбирая детали, на которых раньше никогда не акцентировал свое внимание.


Тайная жизнь / A Hidden Life
реж. Терренс Малик, в ролях: Маттиас Шонартс, Микаэл Нюквист, Юрген Прохнов

Последние несколько лет один из главных визионеров XXI века находился в затяжной поэтической коме, снимая очень живописное, но практически бессюжетное кино. В своем новом фильме режиссер возвращается к более привычной для зрителя форме повествования: условно говоря, «Тайная жизнь» гораздо ближе к каким-нибудь «Дням жатвы», чем, например, к «Рыцарю кубков».

Подробнее читайте в нашей рецензии


Lux Æterna
реж. Гаспар Ноэ, в ролях: Шарлотта Генсбур, Беатрис Даль, Мика Арганараз, Янник Боно, Луп Бранкович

d6ucisxwwaecjof-1
Фото / Télérama

50-ти минутный «Вечный свет» Гаспара Ноэ — это еще не манифест, но уже не совсем кино в привычном понимании этого слова, такой тяжелый групповой трип, ведущий к вечному свету.

Начинается все с диалога Беатрис Даль и Шарлотты Генсбур: они говорят на тему кинопроизводства, уважения к артистам и много курят. Вся эта тусовка переносится на съемочную площадку — Беатрис снимает стильный фильм про ведьм, а Шарлотта исполняет в нем главную роль. В какой-то момент все катится к чертям (это же Ноэ, как еще): Шарлотте мешают семейные проблемы и навязчивый поклонник, продюсер грозится закрыть проект, статистки ругаются со стилистами, а главный проекционный экран выходит из строя, превращая площадку в ночной кошмар эпилептика. Все это перемежается цитатами из Годара, Достоевского и Карла Теодора Дрейера.

Из всего этого ада транслируются смешные и радикальные выпады в сторону киноиндустрии (вплоть до того, что Даль прямым текстом говорит «Да в жопу ваши Канны, я туда не поеду»). Путем таких смелых экспериментов Ноэ на наших глазах изобретает новый киноязык, выводя из себя неподготовленных зрителей и доводя до экстаза более-менее бывалых.

Для российского проката фильм купили A-One films, так что, несмотря на нестандартный хронометраж, его можно (и даже нужно) будет увидеть в кинотеатрах.


Маяк / The Lighthouse
реж. Роберт Эггерс, в ролях: Роберт Паттинсон, Уиллем Дефо

maxresdefault-3-1
Фото / YouTube

Заявленная как хоррор история гораздо больше тяготеет к психологическому триллеру. В «Маяке» всего два главных персонажа (примечательно, что оба — мужчины), и одна постоянная локация — богом забытый маяк, жутко загадочный. Скромный масштаб, который для многих современных режиссеров мог бы стать проблемой, Эггерс использует как свое оружие: «Маяк» — неуютно камерное кино, способное вызвать приступ клаустрофобии.

Подробнее читайте в нашей рецензии


Портрет девушки в огне / Portrait de la jeune fille en feu
реж. Селин Скьямма, в ролях: Валерия Голино, Адель Энель, Ноэми Мерлан, Луана Байрами, Сесиль Морел

Сюжет фильма разворачивается во Франции XVIII века. Молодая художница Марианна приезжает в загородный дом, чтобы тайно сделать свадебный портрет девушки по имени Элоиза. Во время работы над эскизами Марианна всерьез увлекается своей натурщицей, а Элоиза неожиданно отвечает ей взаимностью.

Скьямма в своем творчестве исследует женский мир, и этот фильм не стал исключением. Главные героини «Портрета девушки в огне» не познают свою сексуальность, как это было, например, в другом фильме Скьяммы — «Сорванце», они учатся любить. В первую очередь самих себя, а потом уже и друг друга. Создав идеальные условия для романтической обстановки, Скьямма изучает любовь, как средство самопознания, поэтапно сближая своих героинь, раздевая их друг перед другом в прямом и переносном смысле.

Кроме того, «Портрет девушки в огне» — неожиданно роскошная костюмированная драма, после которой хочется надеть платье и плескаться в океане.


Оленья шкура / Le daim
реж. Квентин Дюпье, в ролях: Жан Дюжарден, Адель Энель, Альберт Дельпи, Лорен Николас

«Оленья кожа» — новый фильм французского режиссера и музыканта Квентина Дюпье, более известного, как Mr. Oizo.

Сам Дюпье прибыл на показ в неожиданном косплее собственного персонажа — начинающего режиссера Жоржа, роль которого исполнил Жан Дюжарден. В один прекрасный день Жорж покупает за 7 тысяч евро шикарную кожаную куртку с бахромой и влюбляется в нее с первого взгляда. Как ни странно, куртка начинает отвечать взаимностью. Дальше — больше. Куртка решается поговорить со своим хозяином по душам и просит исполнить свое заветное желание. Как выяснилось, куртка не приемлет конкуренции, она хочет, чтобы все остальные куртки были стерты с лица земли. Жорж, конечно, не может отказать возлюбленной и пускается во все тяжкие.

Дюпье не изменяет своим привычкам и снова ставит в центр сюжета неодушевленный предмет — китчевую кожаную куртку с приветом из прошлого века. Главный герой Жорж — мужчина на грани нервного срыва, который не просто влюблен, а одержим. И одержимость эта по ходу сюжета принимает самые устрашающие формы. Происходящее на экране инфернальное безумие уверенно лавирует между триллером и черной комедией, провоцируя зрителя нащупать границы своего чувства юмора.


Hatsukoi / Первая любовь
реж. Такаси Миике, в ролях: Масатака Кубота, Сакурако Кониси, Нао Омори, Сёта Сомэтани, Дзюн Мураками, Беки

hatsukoi-1-h_2019-1
Фото / Cannes Film Festival

«Первая любовь» — абсолютно отмороженное кино про боксера со смертельным диагнозом, который случайно на улице спасает проститутку — сам, правда, не знает от чего, да и она не знает — и запускает цепную реакцию: якудзы, китайская мафия, двойные агенты, предатели, катаны, мясо, матюки, убийства. Персонажей и сюжетных линий столько, что запутается даже самый ярый фанат Гая Ричи — при этом никаких излишеств: каждая деталь и каждый герой обязательно станут частью нехитрой схемы «сетап-панчлайн», чаще совершенно неожиданным образом.

Перед показом ехидный Миике вышел на сцену и заявил, мол, «знаю, что вы думаете, но в этот раз у меня светлая история любви, никаких отрубленных голов». То была, конечно, наглая ложь — первая голова, к огромной радости зрителей, крупным планом покатилась минуте на второй.


Dolor y gloria / Боль и слава
реж. Педро Альмодовар, в ролях: Пенелопа Крус, Антонио Бандерас, Леонардо Сбараглиа, Асьер Эчеандиа, Сесилия Рот, Рауль Арева

После двух не самых удачных выходов в свет маэстро начали списывать в утиль, но не тут-то было: испанец триумфально вернулся в Канны. «Боль и слава» — одна из самых личных и просто лучших картин в его обширной фильмографии. Более того, традиционно яркий фильм на пересечении легкой комедии и тяжеловесной драмы легко может стать лебединой песнью Альмодовара или, на худой конец, его открыткой кинематографу.

Стареющий режиссер с лицом Антонио Бандераса (но мы-то знаем, кто это) перестает снимать кино из-за проблем со здоровьем. Спасти его может только переосмысление своего прошлого, поэтому герой вместе со зрителем отправляется в одиссею памяти. Воспоминания о детстве в деревне, напряженных отношениях с матерью, первом успехе и любви всей жизни чередуются с попытками заглушить боль в спине героином и смириться со своим стареющим телом в настоящем. Последний кадр объединит оба времени единственным возможным способом — с помощью бесконечной силы кино.


Домой
реж. Нариман Алиев, в ролях: Ахтем Сейтаблаев, Ремзи Билялов, Дарья Барихашвили, Виктор Жданов, Вероника Лукьяненко

2C706AE2-8C32-42AE-9743-2993CDB2B84D_w1023_r1_s
Фото / Official Press Kit

Фильм-дебют 26-ти летнего украинского режиссера Наримана Алиева «Домой», представленного в программе «Особый взгляд», рассказывает историю отца Мустафы, которому отдают тело его старшего сына Назима, погибшего в Донбассе. Вместе со своим младшим сыном Алимом они едут в сторону оккупированного Крыма, чтобы на Родине провести похороны по всем мусульманским традициям.

В фильме не говорят «Донбасс», не упоминают названия города, из которого отец забирает тело сына, но мы точно понимаем, где происходят действия. Зрителю показывают индексированные российские номера в багажнике, а главный герой на удивленный взгляд полицейского, восклицает: «А ты попробуй выжить в России с украинскими номерами и украинским паспортом!»

История крымско-татарской семьи близка режиссеру и через непростое путешествие из Киева в Крым Алиев пытается рассказать зрителю о том, как политическая ситуация отразилась на жизни крымских татар, не скатываясь при этом в морализаторство. Наоборот, он аккуратно, выдерживая такт, создает объемную, полную разных оттенков картину, добавляя детали сельской местности и вплетая в диалоги местных жителей украинскую, татарскую и русскую речь.


Bacurau / Козодои
реж. Жулиано Дорнель и Клебер Фильо, в ролях: Удо Кир, Соня Брага, Джонни Марс, Карин Телес

Новый фильм Жулиано Дорнеля и Клебера Мендонса Фильо «Bacurau» (хотя его смело можно назвать «Bacuwow») — это кровавая политическая сатира, в которой уживаются вестерн, бразильская новая волна и Удо Кир с нацистскими замашками. Выглядит все, знаете ли, вполне бодренько, а уж забыть всю эту резню на фоне зеленого плоскогорья вы еще долго не сможете.