Берлинский кинофестиваль уже сегодня подведет итоги — в честь этого мы откатываем время назад и рассказываем обо всем, что успели посмотреть. В первой пачке фильмов — венгерская анимация, «Олдбой» для твиттерских и Франц Роговский в неожиданной роли беларуса.
Mad Fate / Провидец
реж. Чин Поу-Сой
Berlinale
Гонконгский триллер-слэш-комедия-слэш-экцентричная драма с потрясающе дурацким сюжетом: астролог пытается спасти девушку, чью смерть он предсказал. Но не успевает — ту убивает серийный маньяк. Зато на месте преступления он встречает курьера, который пришел туда по ошибке. Курьер — непростой: у парня все очень не в порядке с головой, и от вида окровавленного трупа он приходит в нездоровое возбуждение. Астролог видит будущее курьера и понимает, что если тому не помочь, то и он кого-нибудь обязательно убьет.
Дальше — сумасшедший дом. Астролог пытается помочь новому клиенту с помощью молитв, фэн-шуя и всяких талисманов, курьер хочет зарезать детектива, который когда-то засадил его в тюрьму за убийство кошки, ну и где-то на фоне все это время ходит серийный маньяк. Шутка в том, что ни одного полностью адекватного персонажа тут нет: на протяжении фильма каждый борется с внутренними демонами и проигрывает. Кино само по себе любопытное, но избыточное — оно не затыкается ни на секунду и на каждом повороте пытается выдать какой-то очередной изобретательный бред. Получается далеко не всегда: местами Mad Fate смешной, местами жуткий, но чаще просто неловкий.
BlackBerry
реж. Мэтт Джонсон
Berlinale
Байопик о той самой компании, которая делала модные смартфоны с клавиатурой, а после выхода iPhone стремительно угасла. Режиссер Мэтт Джонсон — благо, что сам вышел из полуэкспериментальных дешевых мокьюментари — заряжает не самый оригинальный сюжет очень специфичной кустарной энергией. Фильм хоть и не мокьюментари, но снят в документальной манере (как, скажем, «Игра на понижение» Маккея), к тому же, выбирает для истории основателей BlackBerry интересуню форму.
В начале это дерзкое, шебутное, веселое кино: его герои — креативные первопроходцы, которые ломают шаблоны и делают то, до чего никто раньше не додумался. Во второй половине в маленькую компанию приходит душащая корпоративная этика, и само кино намеренно скучнеет — вместе с главным героем (его играет Джей Барушель). Он теряет былую хватку и из гениального пионера превращается в офисного планктона, пытающегося украсть секретный рецепт «Айфона».
Отдельный респект — за Гленна Ховертона из «В Филадельфии всегда солнечно» в роли лысеющей корпоративной акулы. Идеальное кастинговое решение.
#Manhole / Импостер
реж. Кадзуёси Кумакири
Berlinale
После пьянки в ночь перед свадьбой мужчина проваливается в канализацию. Просыпается — и не может понять, где он: друзья трубку не берут, полиция не может найти его местонахождение. Из помощников — только бывшая девушка, возможно, все еще таящая обиду, и «Твиттер» (точнее, в этой вселенной «Пеккер»). Герой заводит аккаунт от лица симпатичной девушки — потому что так помогать будут охотнее — и просит пользователей сети определить его местонахождение. А, может, и тех, из-за кого он оказался в этой ситуации.
Manhole — компактный триллер, который прибыл на Берлинале как будто откуда-то из полуночной секции Торонто. Веселый, местами дикий, изобретательно использующий свое небольшое пространство и совершенно не принимающий себя всерьез: например, есть эпизод, когда на поиски героя выдвигается нелепый стример. А еще у фильма есть сюжетный твист, в хорошем смысле дурацкий и пришедший откуда-то из нулевых. То есть возникает вообще из ниоткуда, но меняет вообще все. Кажется, в идеальном мире это кино могло бы быть маленьким хитом проката — что ж, посмотрим.
Disco Boy
реж. Джакомо Аббруццезе
Berlinale
Самый слабый фильм конкурса из тех, что мы видели. Пара беларусов (одного из них играет Франц Роговский) едет в Польшу по однодневной визе, но затем сбегают с автобуса и нелегалами отправляются по Европе. Границу Польши и Германии зачем-то (?!) пытаются пересечь на надувном матрасе по реке, не-Роговский умирает, а расстроенный Роговский идет воевать в французский легион ради гражданства. Его отправляют сражаться в Африку, где он сталкивается с местным лидером сопротивления.
Дальше, в основном, абстракция: лидер сопротивления погибает, Роговский начинает видеть парня и его сестру в фантазиях, а потом, кажется, и вовсе принимает в себя дух погибшего повстанца. Disco Boy — один из тех фильмов, где абстракция, впрочем, кажется не слишком намеренной. Скорее попыткой скрыть отсутствие какой-либо прочной материи: в конце концов, здесь итальянец снимает кино о Франции, где главные герои — беларус и нигериец. И, кажется, ни о беларусах, ни об африканских революционерах, ни даже о Франции он сильно много не знает. Остается транслировать стереотипы и танцевать под ритмичное техно.
White Plastic Sky / Белое пластиковое небо
реж. Тибор Баноцки, Шаролта Сабо
Berlinale
Венгерская анимация, сделанная в технике ротоскопирования — это когда рисуют поверх вживую снятых актеров (как у Линклейтера в «Помутнении» и «Аполлоне 10 1/2»). Действие происходит в будущем, где на Земле все погибло из-за катаклизмов. Люди живут под куполами в городах, и после 50 лет отправляются на компост, причем буквально, потому что сквозь них проращивают деревья. Жена главного героя решает добровольно стать удобрением всего в 30 с небольшим: после смерти ребенка ей жить не сильно хочется. Герой такой выбор не принимает и отправляется на спасение супруги. Для этого придется выкрасть ее с плантации и проехать через половину постапокалиптической Венгрии к создателю всей этой хитрой системы.
White Plastic Sky — эко-философская притча в духе чуть ли не Миядзаки: герои в какой-то момент осознают, что без людей планете было бы намного лучше — деревья могут расти и дальше, просто их сжигают чтобы те не начали выделять ядовитый газ (почти как в «Навсикае»). А еще это трогательная мелодрама о жизни после смерти. Интересно наблюдать, как специфичная техника ротоскопа не уменьшает, а, наоборот, приумножает эмоции актеров: ведь те проходят еще и через интерпретацию от аниматоров. Единственная большая проблема — для такой изящной анимации кино чересчур любит поговорить.