Как известно, лучшие на свете вещи попросту не случаются. Доказательством этому служат, например, бесконечные нереализованные проекты всяких прекрасных людей (Гиллиам, ау, где «Дон Кихот»?), «черные списки» сценариев, пропавшие в никуда пилоты и трейлеры. И проблема не только в деньгах – фильмы и сериалы внезапно зарубают продюсеры, режиссеры в процессе производства сходят с ума, актеры уходят в закат, иногда случается какая-нибудь революция/война и становится вообще не до съемок.
В начале октября в рамках медиа форума в Петербурге показали тестовый (т.е. не для эфира) пилот сериала «Завтра». Сценарий к нему написали кинокритик Роман Волобуев (он вдобавок выступил режиссером) и журналистка Елена Ванина, снимали специально для телеканала «Дождь» (Наталья Синдеева – автор идеи), но потом случилось известно что, и проект провалился в черную дыру.
Тут мне следует сразу покаяться и снизить градус читательского доверия. Моя безграничная любовь к Роману Волобуеву – это локальный мем и повод для шуток среди всех моих немногочисленных (в большинстве своем и вовсе воображаемых) друзей. Перед премьерой многострадального пилота я протерла свою объективность чистой тряпкой, попыталась сымитировать склероз, но, конечно, все мои попытки провалились туда же, куда и перспективы сериала после истории с «Дождем». Пытаясь пойти от противного и вспоминая, что с сериалами в России последние несколько лет, за редкими исключениями – беда-беда, я стала ожидать худшего. Худшего, однако, не случилось.
Идея сериала такая – кандидат в президенты от оппозиции неожиданно приходит к власти. У него есть план, по поводу того, как обустроить страну – но никто не знает какой. Глава его предвыборного штаба отшучивается, что все будет хорошо и весело: Владивосток обменяют на Тибет, а государственной религией сделают буддизм. На самом деле, конечно, в штабе такой же бардак, как и везде – потенциальный премьер-министр не отвечает на звонки, речи пишет случайно зашедшая девочка с печальными глазами, а венчает все перспектива отключения электроэнергии по всей Москве за долги.
Самое главное, что хочется сказать о пилоте - он очень смешной. И не в том печальном смысле, в котором бывают смешны российские сериалы (разряд «так плохо, что аж хорошо»). В пилоте полно реально отличных шуток, по нему разбросаны забавные «пасхалки» (например, фото Линча рядом с фотографией Тупака Шакура в кабинете), сериал не одномерный, в нем, при желании, можно найти много веселых деталей, которые не сразу бросаются в глаза. «Завтра», что важно, не держит зрителя за идиота. И это приятно, даже если мы, зрители, и правда порой ведем себя как идиоты.
По словам авторов, первоначальная версия сценария была еще веселей и жестче. В ней Собчак возвращалась с каторги, а у Кашина твиттер был встроен прямо в голову (и ему ничего нельзя было показывать, все сразу публиковалось в сети). Однако пока проект был в разработке, реальность догнала и перегнала даже самые абсурдные идеи.
Несмотря на то, что пилот смотрится несколько сыро (как иронично заметил продюсер Александр Бондарев в рассказе о поиске инвесторов - «хреново снято»), он показывает одну важную вещь. Проблема сериалов в России не только и не столько в том, что деньги уходят не туда, актеры либо изображают радостные деревья, либо вообще не в курсе, как хоть что-нибудь изображать, а в том, что сценаристы попросту не могут сесть на жопу ровно (потому что в ней намертво застряли руки) и написать нормальный сценарий, придумать смешные шутки и сделать героев похожими на людей. И огромная победа «Завтра» в том, что по нему видно, что его придумали живые, умные люди.
Перспективы у сериала, конечно, туманные. Но вот я, например, готова лично с шапкой стоять в переходах, лишь бы они смогли снять продолжение.
Мария Ремига